- Музыка - одно из самых иррациональных искусств. Она учит человека гармонии, даёт ему возможность пережить очень сложные чувства. При этом она понятна людям всех языков и национальностей, это своеобразный мостик, объединяющий нас. Поэтому я убеждён, что высокое искусство - это лекарство, способное сделать нас чище и искренней, помочь сделать выбор в пользу человечности.
- При этом не утратил ли современный человек умения слушать классику, находить в этом прибежище и радость? Нужна ли для её восприятия специальная подготовка?
- Язык музыки универсален и априори понятен всем. Я убеждён, что каждый способен найти в серьёзном классическом произведении что-то своё, даже не имея музыкального образования. «Спецподготовка» несомненно нужна для более осмысленного и полного восприятия. Но и без неё слушатель сумеет многое услышать и прочувствовать. Особенно наш, российский - тот, что приучен мыслить и сопереживать.
«Нет пророка?»
- Часто ли вы видите молодёжь в концертных залах?
- Знаете, в последнее время часто, и это мне особенно приятно. Сейчас многие артисты филармоний очень стараются привлечь в концертные залы молодёжь, и это приносит свои плоды. Один из моих проектов - трио Light Music под эгидой Московской филармонии (кларнетист Артур Назиуллин, виолончелист Арсений Чубачин и пианист Жерар Аймонче с 2008 года выступают в России, Франции, США, Германии, Азербайджане. - Прим. ред.) рассчитан именно на молодую аудиторию. Мы работаем над имиджем, тщательно выбираем репертуар - от Баха до Майкла Джексона - и видим, что при правильной подаче классическая музыка может быть интересна тем, кому сейчас 18 или, например, 25.
- Артур, как вы считаете, а насколько классика в исполнении российских звёзд сегодня доступна отечественному слушателю? Многие сибиряки говорят об «интеллектуальной дискриминации»: наши лучшие артисты гастролируют за рубежом, а русская публика оказывается обделённой. Вероятно, не будь в Иркутске такого патриота и энтузиаста, как Денис Мацуев, наш город вряд ли собирал бы музыкантов мировой величины.
- Многие из гостей нынешнего фестиваля «Звёзды на Байкале» живут за рубежом. Что удержало вас на родине?
- Пять лет я совмещал обучение в Московской консерватории и в Высшей школе музыки в Берлине. Но, имея контракты за рубежом и достаточно долгое время прожив в Германии, я всё взвесил и понял, что жить всё-таки хочу именно в России.
Музыка требует вложений
- Безусловно, сейчас всё намного радостней. Появилась возможность не только думать о том, как прокормиться в своей стране, но и посвящать себя искусству. Конечно, решены далеко не все проблемы и вопросов осталось достаточно, но я вижу хорошую динамику. У музыкантов постепенно растут зарплаты, филармонии увеличивают количество концертов - опять-таки к вопросу о доступности классики для российского слушателя. Да и в целом климат в стране изменился. Как я понимаю, в девяностые людиискусства были брошены на произвол и зависели только от себя, а сейчас чувствуется, что государство заинтересовалось проблемами культуры. Очень надеюсь, что это продолжится и дальше.
- Как вам кажется, простым российским семьям посильно дать своим детям музыкальное образование?
А вот если стоит вопрос о музыке как о профессии и выборе всей жизни, родителям нужно быть готовым к самым разным сложностям. Нужно понимать, что для развития ребёнка им придётся жертвовать собственным комфортом, по утрам ездить на репетиции, покупать весьма дорогие музыкальные инструменты. Да и обучение в лучших музыкальных учреждениях страны и мира, мастер-классы, участие в конкурсах - всё это очень и очень затратно: большое искусство требует больших вложений.