Ажурный сувенир. Сложно ли заниматься резьбой по яичной скорлупе?

У художницы ушло несколько недель, чтобы на хрупкой скорлупке изобразить панорамы Иркутска. © / Альбина Васильева / Из личного архива

Сейчас существует огромное количество способов декора пасхальных яиц, но, пожалуй, самый трудоёмкий из них – резьба по скорлупе. Этим хрупким искусством профессионально владеют единичные мастера – слишком уж кропотливая и тонкая работа. Иркутянка Альбина Васильева освоила технику 15 лет назад, как сама признаётся, ради эксперимента.

   
   

С чего всё начиналось?

«В нашей семье принято дарить подарки «с изюминкой». И вот однажды я решила удивить сестру (она, кстати, самая строгая судья моего творчества) и изобразила её портрет на простом курином яйце. Выцарапала на коричневой скорлупке контур, насверлила гравёром вокруг ажурный узор - и всё, подарок к дню рождения готов! Кстати, тогда у меня ещё не было компьютера, интернетом я не пользовалась и про резьбу на яичных скорлупках не знала. По сути, «изобрела велосипед» сама, не зная, что есть уже и «мотоциклы», – рассказывает иркутянка.

А первооткрывателями, если верить интернету, считаются такие мастера мирового уровня, как Вен Фулэнг и Пу Деронг из Китая, Брайан Бейти из США, Бен Три из Вьетнама. Цены на их изделия доходят до нескольких тысяч долларов за одно яйцо. В России мастеров подобного уровня немного. В Приангарье профессионально занимаются этим видом искусства три-четыре специалиста.

«Я себя мастером не считаю. Впереди ещё столько тайн у хрупких скорлупок. Что-то мне удалось разгадать, а что-то только предстоит», – признаётся Альбина Васильева. 

Для работы она использует чаще куриные яйца, причём коричневые – на них хорошо делать и рисунок, и объёмную резьбу. Но проще работать с гусиными – они больше и прочнее. Перепелиные и вовсе для настоящих умельцев.  

Что нужно для работы?

Как же получается тонкое, ажурное кружево на хрупкой скорлупе? Процесс это не быстрый. В среднем на одну работу уходит от недели до месяца. Из инструментов и материалов нужны электрический гравёр, маленький острый нож или скальпель, лупа, а лучше очки ювелира с подсветкой, простой карандаш, акриловый лак (можно и прозрачный лак для ногтей), мягкая ткань или губка, чтобы подложить на стол.

   
   

Чтобы получить полое яйцо, его содержимое выдувают спринцовкой, затем скорлупу укрепляют лаком, сушат и наносят карандашом эскиз будущего рисунка. И тут начинается самый трудоёмкий этап – резьба. Сами понимаете, насколько терпеливым и осторожным нужно быть, особенно, когда уже дело идёт к финалу, и яйцо становится, как сито. Одно неловкое движение – и все труды насмарку.

«Такое у меня было не раз. Потому я не берусь резать на заказ. Во-первых, это ограничения по времени, во-вторых, приходится забыть о собственном видении будущего изделия. Когда режешь, чувствуешь, где какой толщины, прочности скорлупка. Она же неоднородная. Порой какую-то щербинку, бугорок лучше обойти, в каком-то рисунке их можно обыграть. Это надо чувствовать. Так, яйцо порой может подсказать или подкорректировать замысел. Здесь невозможно сделать две одинаковые работы», – уверяет мастер. По её словам, такое увлечение под силу каждому. Главное, чтобы было желание, терпение и время.

Как у большинства творческих людей, у Альбины Васильевой нет большой коллекции своих работ.  Почти все яйца она дарит близким и друзьям. «Нынче, если из-за карантина не удастся повидаться с родными в день Пасхи, порадую их хотя бы фотографиями своих «шедевров», – говорит художница.

А в качестве подарка всем жителям Приангарья она выслала нам фото своих работ с изображением старой Тихвинской площади и Иерусалимской церкви Иркутска.

Кстати

Существуют различные технологии резьбы по яичной скорлупе. Чаще всего мастера работают по одной из них.  Кто-то делает плоскостную резьбу, кто-то «царапает» портреты; кто-то создаёт скульптурные композиции, снимая лишний слой возле линий. Бывает, художник совмещает рисунок и резьбу.