Гусли в каждый дом? Иркутская семья возвращает старинный инструмент в народ

Мария Вяткина попала под обаяние гуслей одной из первых в семье. © / Иркутский областной дом народного творчества

«Ладья», «ладьюшка», «космический дракон», «глаз орла», «байкалец» – это не названия самоцветов или малых планет. Так назвала свои творения – музыкальные инструменты гусли семья Вяткиных.

   
   

Уже 10 лет глава семейства Николай не просто играет на исконно русском инструменте, а ещё и сам делает гусли. Причём то, что начиналось как простое увлечение, за эти годы переросло в дело всей жизни для всей семьи: и дети, и жена мастера Елена тоже вовлечены в творческий процесс. 22 марта музыкальный семейный коллектив «Этно-мастерская Вяткины» вместе с областным Домом народного творчества открыли в Иркутске гусельную мастерскую – единственную в Приангарье.

Покорный инструмент

Мастера и музыканты Вяткины уверяют, что научиться играть на гуслях очень просто, не зря в старину их называли «самогудами». Например, сам Николай овладел игрой на них, едва прикоснувшись к струнам. И с тех пор как гусли попали в его руки, в их семейной жизни всё перевернулось.

Мастера уверяют, что научится играть на гуслях сможет каждый. Фото: Иркутский областной дом народного творчества

«Мы оставили всё – строительство дома, посадку деревьев, да вообще всё наше хозяйство, и с головой окунулись в эту реку гусельного дела», – рассказывает Елена Вяткина.

Сначала она, музыкант, виртуозно владеющая бандурой (щипковый музыкальный инструмент, имеет от 53 до 64 струн), к увлечению мужа относилась скептически. Со стороны смотрела на музицирующего супруга и, как сама призналась, не слышала звучания «странного» инструмента. А Николай тем временем очень серьёзно подошёл к этому вопросу. Он не только продолжал играть «утром, днём и вечером», но и стал общаться с опытными мастерами различных струнных инструментов и с исполнителями гуслярами, чтобы приобрести технику игры и научиться делать гусли.

«Сначала он смастерил один инструмент, но что-то в нём ему не понравилось, потом сделал другой – так и пошло дальше. Затем наши мальчишки начали помогать шлифовать детали гуслей. Следующая под обаяние старинного инструмента попала и заиграла на нём дочь Мария. А я присоединилась последней», – вспоминает Елена Вяткина.

По её словам, гусли покорились сразу. Теперь игре на них женщина хочет научить всех желающих, для которых муж и сыновья готовы создать личный инструмент. Кстати, уроки будут проходить в Ремесленном подворье каждую пятницу и субботу.

   
   

Уникальный конвейер

Николай Вяткин привлек к делу своей жизни и сыновей. Фото: Иркутский областной дом народного творчества

В семье мечтают, чтобы музыкальный символ русского народа ожил и вернулся в каждый дом, как это было раньше на Руси, когда под гусли пели колыбельные. И можно отметить, что к исполнению мечты семья идёт «семимильными шагами».

«Сколько у меня детей, я посчитать могу: их пятеро, а сколько гуслей мы с ними сделали – уже не помню», – шутит Николай Вяткин.

Производительность семейной этно-мастерской действительно удивляет. За месяц здесь сделали столько инструментов, что хватило на небольшую выставку. Специалисты называют занятие Вяткиных благой работой, ведь это не что иное, как популяризация и сохранение русских народных традиций. И как считает директор областного дома народного творчества Людмила Герда, уникальное дело Вяткиных надо популяризировать в регионе. А в будущем, возможно, даже создать оркестр гусельных инструментов, который станет гордостью Иркутской области.

Интерес породит спрос?

Если Николай и Елена практически сразу поверили в необходимость возвращения гуслей в широкие народные массы, то их дети, представители современной молодёжи, относились к идее с опаской. Например, дочь – студентка иркутского колледжа культуры – до последнего не верила, что музыкальный инструмент былинных времён что-то сможет воскресить, однако после открытия семейной мастерской изменила своё мнение.

Семья мечтает, чтобы инструмент вернулся в каждый дом, как это на Руси. Фото: Иркутский областной дом народного творчества

«Оказывается, людям это интересно. Я не ожидала, что увижу на открытии народ, даже молодых людей, которые подходили и задавали много вопросов об инструменте, об обучении», – удивляется девушка.

Она уверена, что её отец сможет заинтересовать народным инструментом многих, так как он смог увлечь своих детей. Например, одного из сыновей, Арсения, раньше не особо увлекали ни их изготовление, ни игра на гуслях, хотя он и понимал, насколько это дело важно для семьи. Сейчас же, несмотря на то что работать над инструментом молодому человеку гораздо интереснее, чем музицировать на нём, он задумал сделать себе большие красивые гусли именно для игры.