Тема эстетики советского искусства в последние годы привлекает всё больше внимания со стороны не только искусствоведов, но и обывателей, а для молодёжи она и вовсе уже успела стать экзотикой.
В Иркутске и других городах Приангарья сохранилось немало элементов прошедшей эпохи. Причём это не только монументы и памятники архитектуры, но и мозаики и панно, которые и по сей день украшают фасады некоторых зданий. Корреспондент «АиФ в ВС» попытался разобраться, есть ли у образцов искусства советской поры охранный статус и занимаются ли их реставрацией.
«Отовсюду смотрит идеал»
Монументальное искусство - явление, которое в большей степени проявилось именно в странах социалистического лагеря, и цель подобных произведений на первых порах была исключительно идеологической.
- В ранние советские годы ещё не весь народ успел обучиться грамоте, но просвещать людей было как-то нужно, - рассказывает искусствовед Алина Свердлова-Александрова. - В 1918 году Ленин подписал план монументальной пропаганды. Она должна была сопровождать человека везде, куда бы он ни пошёл. Для этого создавали и фрески, и мозаики, и элементы праздничного оформления. Отовсюду на человека смотрел идеал. Со временем это переросло в современные панно, которые мы можем видеть сейчас.
Мозаики получили широкое распространение в период расцвета строительства из железобетона в СССР. Сначала художник придумывал рисунок, затем делал эскиз в натуральную величину. Создавалась бетонная опалубка, и кусочки разноцветной смальты или плитки укладывались в соответствии с их положением на будущем изображении. Потом всё это заливалось бетоном, из которого делали панельные дома, - так и получались панно. Также популярным подвидом монументального искусств были фрески и сграффито (двухцветные рисунки на штукатурке).
Расцвет монументального искусства в Иркутске пришёлся на 70-80-е годы и напрямую связан с именем народного художника России Виталия Смагина, который как раз в это время вернулся в столицу Приангарья после обучения в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Мухиной. Одной из первых известных работ мастера стал мемориал «Вечный огонь». Он находится в историческом месте возле Спасской церкви, которая напоминает об Иркутском остроге.
- В дальнейшем Виталий Смагин создал ещё множество монументальных произведений. Например, панно «Ритмы Байкала» на здании Лимнологического института и фреску «Содружество» во дворце спорта «Труд», - рассказывает Алина Свердлова-Александрова. - Его ученики по сей день продолжают его дело. Из недавних примеров - мозаика в интерьерах научной библиотеки имени Распутина.
Где искать мозаики?
Поскольку исторический центр Иркутска уже был застроен задолго до прихода советской власти, домам из железобетона, а заодно и монументальным идеологическим мозаикам здесь не нашлось места - исключение составляет только масштабное панно «Интернационал» с полным текстом гимна, которое появилось на улице Пролетарская в год 50-летия Октябрьской революции.
Большая часть подобных образцов советского монументального искусства сосредоточена на улице Лермонтова. Это и парное панно на фасаде одного из колледжей, изображающее архитекторов и строителей, и мозаика с аллегорическим изображением Энергии, расположенная на институте систем энергетики. Есть и вовсе необычный для Иркутска образец мозаичного рельефа на институте земной коры, который напоминает очертания нашей планеты и олицетворяет богатство её недр.
Также немало образцов советских мозаик и панно в Иркутске-2 - в основном они находятся на территории стадиона «Зенит». Следы советской эпохи на фасадах зданий можно найти в микрорайоне Солнечный и в районе улицы Советская.
Огромные монументальные картины из плитки или смальты можно увидеть не только на улицах, но и в интерьерах некоторых зданий. Например, сразу два панно украшают холл иркутского дворца детского и юношеского творчества. Одно из них, кстати, занимает целую стену.
Окунуться в атмосферу советского искусства на улицах города можно и в соседнем Ангарске - в районе дворца культуры «Современник» находится целый «квартал» мозаик, посвящённых истории России, Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и покорению космоса. Интересно, что идеологическая направленность панно в городе нефтехимиков прослеживается сильнее, по сравнению с иркутскими.
- Возможно, дело в том, что в областном центре уже было много мемориальных комплексов, памятников и идеологических точек, связанных с Великой Отечественной войной и революцией, - уточняет искусствовед. - Поэтому на фасадах уже можно было изобразить что-то декоративное и художественное.
В охране не нуждаются?
Благодаря тому, что панно создаются с учётом агрессивного воздействия окружающей среды, они практически не страдают от ультрафиолета или перепадов температур. Тем не менее мозаики и сграффито, которые существуют не один десяток лет, неизбежно повреждаются: с некоторых опадает плитка и осыпается штукатурка, а с некоторыми «поработали» вандалы.
- На самом деле монументальное искусство - это один из самых хрупких видов искусства, поскольку оно находится в постоянном взаимодействии с городской средой и не всегда с благоприятными условиями, - отмечает Алина Свердлова-Александрова. - К тому же меняется идеология, меняется мода на оформление фасадов зданий, меняются собственники этих самых зданий, которые могут избавиться от произведения. Конечно, есть случаи, когда восстанавливали панно - например, во дворце спорта «Труд» фреску Смагина отреставрировали его ученики несколько лет назад. Но, к сожалению, случаев постепенного разрушения гораздо больше.
В Иркутске действительно бывали случаи, когда образцы советского монументального искусства пропадали с фасадов. Такая участь, например, постигла панно с изображением строителей, которое размещалось на одном из общежитий в микрорайоне Солнечный. Так что проблема сохранения таких произведений стоит достаточно остро. На балансе в службе охраны памятников иркутские мозаики не стоят, но зато специалисты следят за состоянием витражей, например в «Детском мире».
Через десяток лет мы, например, можем уже не увидеть уникальную мозаику на доме творчества в Иркутске-2. По документам исторической и культурной ценностью она не обладает, но и общественники, и власти понимают, что разрушать её нельзя - это красивое и трудоёмкое творение. Сейчас ставится вопрос о реконструкции дома творчества, и не факт, что мозаика сохранится.
С мозаиками внутри зданий всё ещё сложнее. Панно есть и в учебных корпусах ИВВАИУ, и в помещениях бывшего завода «Кедр», но видят их разве что любители погулять по «заброшкам». В данном случае, к сожалению, приходится рассчитывать только на осознанность и ответственность тех людей, которые будут заниматься эксплуатацией строений. А присвоить таким произведениям советского искусства статус объекта культурного наследия, не ущемив при этом права собственников, очень сложно.
Позиция
Антон Жуков, главный архитектор города Иркутска:
- К сожалению, после перестройки в России практика создания мозаик ушла в прошлое, но на постсоветском пространстве это искусство продолжает развиваться. Например, в Прибалтике до сих пор создают красочные панно на фасадах домов из сборного железобетона. И если у россиян такие дома ассоциируются с однообразием и серостью, то там всё наоборот.
Жители стран Прибалтики продолжают взращивать эту культуру. Для них это красиво, ярко. И нам бы стоило следовать их примеру. Сейчас на домах в Иркутске стали чаще появляться незаконные граффити - в какой-то степени поздние родственники мозаичных панно. И то, что они не законны, совсем не означает, что они некрасивые. Просто нужно проработать вопрос с их легальностью.
Граффити - не что иное, как заявление со стороны общества о том, что нам как раз не хватает яркости, среда находится в незаконченном состоянии. Поэтому я пытаюсь прорисовать такой сценарий, по которому мы сможем узаконить граффити в городе.
Не все советские мозаики, на самом деле, вписываются в современный облик города, некоторые из них зачастую несут идеологическую направленность. Но есть и немало красивых интересных образцов этого искусства. И я жалею, что их мало.
Однозначно мозаики могут привлечь туристов: если мы не можем похвастать небоскрёбами, шикарными фонтанами, парками, то нужно демонстрировать местный колорит и наши уникальные архитектурные элементы.
Кстати
Первые мозаики, которые появились на фасадах домов в Ангарске в конце 1960-х годов, делали не из плитки или закалённого стекла, а из настоящего байкальского камня. Причём ни один из них даже не был обработан или отшлифован. Также при создании панно в ход шли галька, щебень и даже осколки керамической плитки или кирпичей.