Куклы советского детства. В Иркутске открылся музей игрушек

Анна Садовникова / АиФ

Куклы в ярких красочных нарядах, пупсы, машинки, крошечная кухонная утварь и другие игрушки собрались в обстановке советской квартиры в музее кукол советского детства. Здесь на полках, совсем как новые стоят куклы от дореволюционного периода до конца эпохи СССР.

   
   

Этих кукол и их принадлежности больше десяти лет собирала основатель музея - Оксана Токмакова. В её коллекции уже больше 3,5 тыс. игрушек.

- Коллекция собралась абсолютно случайно. Всё началось, когда мне в руки попала даже не кукла, а открытка с изображением мальчика с баранками. На обороте я прочитала, что в качестве модели использована кукла Маргариты Вильям «Андрюшка». Так она мне понравилась, что я задалась целью её найти. Искала долго, больше пяти лет. И нашла, а пока искала, «обросла» другими своими куклами, и назад идти было уже нельзя, пришлось создать целый музей, - с улыбкой рассказывает кукол Оксана Токмакова.

С 2014 года музей располагался в Листвянке, в частном доме Оксаны, но в августе 2020-го его пришлось закрыть. Теперь музей со всей коллекцией переехал в самый центр Иркутска - на Урицкого. Здесь он занимает целый этаж, и пользуется немалой популярностью.

- Для взрослых посещение такого музея - возможность поностальгировать о своём детстве. Больше вам скажу, чаще всего мы отгоняем от подиумов и от экспонатов именно взрослых, которым хочется всё потрогать и с каждой игрушкой поиграть, - с улыбкой рассказывает Оксана Токмакова. - Ещё - это возможность общения со своими детьми, возможность провести вместе время, обменяться эмоциями и стать ближе.

Музей кукол Фото: АиФ/ Анна Садовникова

Игрушки, как отражение времени

Экспозицию Оксана Токмакова назвала «Жили-были люди и куклы». Концепция простая - показать игрушку через советский быт, ведь в советские годы в неё была заложена идеология. Девочка - будущая хозяйка и будущая мама, кукла - образ ребёнка. Весь кукольный быт повторял быт настоящий - та же кухонная утварь, та же мебель, отличалось всё лишь размером. Девочка в игровой форме приобретала все навыки, которые пригодятся ей во взрослой жизни. Именно поэтому пространство зала условно поделили на две части подиумами с зарисовками из жизни советских людей. Также в экспозиции появилось две части - постоянная историческая, или основы появления фабричной игрушки. И сменяемая часть.

   
   

- Она будет меняться раз в год, что очень удобно. У меня уже есть план на ближайшее время - я точно знаю, что хочу показать гостям, - рассказывает Оксана Токмакова.

Сейчас в непостоянной части зала представлены игрушки известной советской фабрики «Имени 8 марта». Оксана Викторовна хотела начать работу музея именно с этой выставки, потому что в 2021 году фабрике исполнилось 100 лет со дня открытия и 20 лет со дня закрытия.

Кстати, Оксана Викторовна собирает в свою коллекцию в основном только фабричную советскую игрушку. По её словам, это были не просто игрушки, а произведение искусства.

Буржуазные дореволюционные куклы

В коллекции, конечно, есть и дореволюционные игрушки, которые помогают проследить историю. До советского союза фабричных кукол не существовало - были только кустарные или ручные куклы. У Оксаны Викторовны, например, есть, бюсты кукол, которые нашли при раскопках развалин старинного дома в Саратовской области. Каждый бюст был завёрнут в кусочек газеты 20-годов и сложен в глиняный горшочек.

Фото: АиФ

 

- Почему нашли именно бюсты? Раньше целую куклу купить было нельзя, кустари делали только головы-бюсты, а покупатели уже самостоятельно дома пришивали тело и изготавливали костюмы, - рассказывает Оксана Викторовна. - Зачатки фабричного производства начали зарождаться с появлением артелей. Самая старинная кукла в моей коллекции - кукла артели Гудкова и Федосеева, рубеж 19-20 веков. Именно эту артель можно считать прародительницей фабрик игрушек.

Позже практически всех артельных кукол советская власть уничтожила, потому, как те считались слишком буржуазными - фарфоровые, с белой кожей, одетые в купеческие наряды. 

При этом своих кукол советские кукольники поначалу делали по моделям немецких и французских мастеров. В России попросту пока не было художников и разработок. Авторы у каждой игрушки появились гораздо позже - в 50-е годы XX века. Тогда же был основан и известный советский институт игрушки, где работали именитые художники.

- У меня внутри коллекции помимо фабрик есть отдельно и авторы. Мой любимый художник именно кукольник, например, Марианна Мотовилова, работавшая на фабрике ЛенИгрушки. У меня собрана полная коллекция её кукол, - рассказывает Оксана Токмакова. - И здесь я хочу заметить, наши модели кукол отличались от импортных тем, что их делали полностью - это было законченное произведение искусства. Художник разрабатывал модель, придумывая индивидуальную внешность, тельце, а иногда даже одежду и имя.