Казалось бы, что может связывать Усть-Илимск, Хохлому, нижегородский Городец, Урал и реку Мезень, что в Архангельской области? Ответ на этот вопрос знают народные мастера, которые живут в сибирском городе и занимаются росписью по дереву в городецкой, хохломской, мезенской и тагильской техниках.
Сила притяжения
Шкатулки и ложки, тарелки и разделочные доски, сувенирные пасхальные яйца и колокольчики, вазы, лейки и даже столярные инструменты, расписанные яркими цветами, орнаментами и узорами, выставлены сейчас в экспозиции ремесленного подворья в Иркутске. Их авторы – четыре рукодельницы из Усть-Илимска: Елена Михеенкова, Нина Королёва, Наталья Зинченко и Елена Волк. Пару лет назад они объединились в одну команду и назвали свою группу «Расписной квартет».
«Ведущей скрипкой» в этом творческом союзе можно назвать Елену Михеенкову, которую в Усть-Илимске считают основательницей настоящей сибирской школы росписи по дереву. Архитектор по образованию, в 90-е годы она занялась этим народным промыслом, причём настолько успешно, что смогла увлечь творческим делом многих своих земляков. Кстати, остальные три участницы «Расписного квартета» – её ученицы. Они пришли заниматься к Елене Николаевне уже взрослыми – можно сказать, вполне состоявшимися людьми, а в итоге кардинально изменили свою жизнь.
Например, Наталья Зинченко предпочла стать профессиональной расписчицей, отказавшись от карьеры психолога, а Елена Волк после окончания школы искусств оставила работу экономиста строительной отрасли и переквалифицировалась в педагога.
«Роспись так притянула меня к себе, что я решила сменить профессию, и не жалею, что так поступила: в этом деле больше общения с людьми, возможностей для самореализации», – призналась Елена Волк.
Теперь все рукодельницы уже не один год преподают в усть-илимской школе искусств № 2 – обучают росписи по дереву и детей, и взрослых. Кстати, это очень популярное направление народного творчества у жителей города. Как говорят мастерицы, из двухсот человек, ежегодно обучающихся в школе, восемьдесят, как правило, осваивают именно это ремесло. А сама усть-илимская роспись признана лучшей в нашей области.
Своя рука
«А конкуренция, которая присуща творческим людям, не мешает вам работать?» – интересуюсь я у мастериц из «Расписного квартета».
«Создать такой творческий союз – это очень хорошая идея, потому что мы помогаем друг другу, стараемся сделать свои изделия интересней, правильней, полезней. Вообще, слова Ветрувия «Польза, прочность, красота» – девиз и мой личный, и нашего объединения. Всё должно быть сделано прочно, красиво и полезно, а самое главное – должно украшать жизнь людей», – уверена Елена Михеенкова.
Её слова подтвердила одна из посетительниц выставки, которая поделилась со мной своими впечатлениями: «Это какое-то волшебство: я пришла сюда в мрачном настроении из-за неприятностей на работе, а через полчаса совершенно забыла о них. За разглядыванием узоров даже не заметила, как стала улыбаться: всё такое красивое, солнечное, позитивное».
При этом среди двухсот работ на выставке невозможно найти даже отдалённо напоминающих друг друга. Каждая вещь – реально уникальная и неповторимая, хотя для росписи экспонатов использовались всего четыре техники.
«Да, мы – мастера одного профиля, но все – абсолютно разные, у каждого из нас своя рука и свой почерк», – утверждает Елена Волк.
Например, Наталье Зинченко больше по душе мезенская роспись – самая древняя у славян, но при этом самая загадочная и малоизученная.
«В далёкие времена ею украшали предметы быта, которые должны были оберегать семью, приносить в неё мир и достаток, – объясняет народный мастер. – Но мы почему-то покупаем «китайский фен-шуй» и верим в его силу, хотя у нас есть свои исконно-русские, родные аналогичные предметы. Наверное, поэтому мне очень нравится заниматься росписью и обучать этому делу других. Ведь так мы сохраняем нашу культуру и традиции, пусть это и звучит пафосно».
Каждая участница «квартета» может очень много рассказать о предметах с мезенской, хохломской, тагильской и городецкой росписью, для чего они предназначены, что обозначают. При этом устьилимцы привносят в них наши сибирские элементы: например, в мезенскую роспись – белочек, в хохлому – шиповник, в тагильскую – грибы, шишки, а рябина так вообще стала практически обязательной в каждой технике. Вообще роспись по дереву, уверены художницы, – дело «интернациональное», которое объединяет всё и всех.