Казалось бы, что может быть непонятного в портрете? Многое, если на нём нет глаз, носа - да вообще никаких черт лица. Реакция на такие работы у посетителей выставки «Личная история» от Московского музея современного искусства неоднозначная. Самая распространённая: «Так и ребёнок сможет!». Возможно, но это уже вряд ли будет предмет искусства.
Необычную экспозицию в столицу Приангарья привезли организаторы фестиваля «Территория. Иркутск». Ранее её уже видели жители Магадана и Красноярска. Проект рассказывает о портрете через разные периоды и виды искусства: от классической масляной живописи начала ХХ века до современного видеоарта.
Первое, что бросается в глаза, когда заходишь в выставочный зал, - чёткое зонирование пространства. Всю экспозицию кураторы Екатерина Зайцева и Владимир Прохоров поделили на три части: «Публичное» - портреты, созданные для широкой публики, «ЛичнОе» - термин, позаимствованный из иконописи, обозначающий изображение открытых участков тела - лица и рук, и «Личное» - камерные портреты и автопортреты художников, их семей и близких людей.
Начинать своё «путешествие» по экспозиции лучше с раздела «Публичное». В нём можно встретить и фотографии русской глубинки, и автопортреты в стиле советской неоклассики, и знаменитый уорхоловский поп-арт.
Ни одного зрителя здесь не оставляет равнодушным картина художника Аркадия Петрова «Доска почёта». На ней изображены звёзды шоу-бизнеса, однако узнать их без подписей довольно сложно.
- На этих портретах полностью исчезли черты лица, - объясняет Владимир Прохоров. - Вместо этого здесь появляется надпись как некий бренд и атрибут того или иного представителя шоу-бизнеса. Например, Киркоров, на голове которого рыбка. Сразу вспоминается знаменитая песня со словами «Рыбка моя». Или Сергей Шнуров с бутылкой алкоголя, и сразу всё становится понятно. Это немного наивное творчество, но если приглядеться и подумать, оно обретает глубинный смысл.
В разделе «ЛичнОе» все работы будто бы сливаются в единую композицию, и смотреть одну картину без другой уже невозможно. Вот на видеоарте человек наблюдает за рыбкой, меняя мимику, а рядом лица из ниток застыли будто бы с маской улыбки.
В разделе «Личное» можно увидеть полотна таких мэтров, как Казимир Малевич, Зураб Церетели, Аркадий Пластов. Здесь же представлен автопортрет поэта Андрея Вознесенского, который тот написал ещё в студенчестве. В 1991 году он снова обратился к картине и добавил к ней самую обычную кухонную тёрку - мол, вот как за эти годы жизнь меня «перетёрла».
Выставка прогостит в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачёва до 18 июля, посетить её можно по записи.