Вселенная предков. Бурятские мастера не используют искусственных материалов

Анна Садовникова / АиФ

В Иркутске в галерее сибирского искусства открылась выставка «Вселенная предков». В экспозиции около ста произведений декоративно-прикладного искусства, живописи и графики бурятских мастеров. 

   
   

Уже с порога в глаза бросаются интересные образы - бурятская культура с её поклонением предкам, воспеванием природы и шаманизмом представлена на выставке во всей своей красе. 

Не потерять культуру рода

- Мы собирали работы почти 25 лет, - рассказывает директор Усть-Ордынского национального центра художественных народных промыслов Ирина Дампилова. - Столько же лет сейчас и нашему учреждению. Эта выставка, можно сказать, стала подарком на юбилей. Все работы из экспозиции очень интересны, самобытны и даже несколько архаичны. Они относят нас прямиком к нашим предкам, к нашим корням. Я уверена, что любой, кто придёт посмотреть выставку, буквально всем своим естеством почувствует эту мощную энергетику и связь времён.

И правда, энергетика здесь необыкновенная. Каждая работа уникальна, наполнена особым смыслом. Необычные образы представили Анжелика Алсаткина, Валентина Ажунова, Виктория Банаева, Эдуард Куклин, Екатерина Осипова и другие авторы из Усть-Орды. 

Фото: АиФ/ Анна Садовникова

- Наша традиционная культура чрезвычайно богата и разнообразна своими образами, - рассказывает Ирина Дампилова. - Например, вечное синее небо - это олицетворение Творца вселенной, источника Добра и Света, первопредок всех живых существ на Земле. Дерево - символ поклонения предкам. Оно отражает устройство мира и место человека в нём. Так, верхний мир - это первопредки, наши тотемы: птица лебедь, первые шаманы-орлы, средний мир - человеческий и нижний мир - умершие. 

- Вся работа нашего центра на протяжении этих лет была нацелена на то, чтобы сохранить народную бурятскую культуру, - рассказывает художник-дизайнер, народный мастер Анжелика Алсаткина. - Мы собирали фонды библиотек, архивов, музеев, чтобы можно было строить культуру и искусство, опираясь на науку. Конечно, историческое наследие нужно было осовременить, при этом не испортив. 
По словам Анжелики Борисовны, на выставке представлена лишь одна сотая всех работ, что были выполнены народными мастерами за долгие 25 лет. В галерее выставили лишь профессиональных художников - тех, кто окончил художественные факультеты высших и средне-специальных учебных заведений. 

   
   

- Мастеров самородков, которые не учились, но создают очень талантливые работы, мы тоже стараемся объединять и проводить для них интересные выставки, - говорит Анжелика Борисовна. - У нас охвачены все шесть районов округа, плюс сотрудничаем с ольхонскими бурятами. Такая связь очень важна для западного и восточного берегов Байкала. Мы ведь все переплетены, у нас одни роды - Хэнгэлдэр, Шоно, Абзай… Всё Прибайкалье напитано нашими бурятскими легендами. 

«Живые» работы

По словам художников, для своих работ они берут далеко не любую тему - в основе лежат лишь народная мудрость и широко известные мифы. Также в работах не используют искусственных материалов.

Фото: АиФ/ Анна Садовникова

- Мы творим только из даров природы: дерева, шерсти, конского волоса, войлока, металла, кожи, - рассказывает Анжелика Алсаткина. - И я вам скажу, природный материал не перехлестнуть. Он настолько силён, что сам задаёт темы, говоря с художником. С материалом всегда нужно беседовать, его нужно чувствовать, чтобы он тебя тоже чувствовал. Только тогда у художника получится задуманное.

Анжелика Борисовна подчёркивает, что все работы в экспозиции «живые» именно из-за материалов. Дерево, кожа, волос не терпят смены влажности и температуры, они буквально начинают «ходить».
- Если посмотреть, то многие работы будто бы двигаются, - говорит мастерица. - Они наполнены душой. Вот, например, маски из кожи запекаются в термокамерах, они уже не двигаются, но первые опыты мне показали, как может кожа «уходить» в первоначальное состояние: я вывесила сырую кожу для сушки на забор, и забор свернулся «в трубочку», настолько кожа сильный материал. И все материалы в работах именно такие - сильные, волевые.

На выставке нет центрального экспоната - все работы друг с другом перекликаются, создавая ощущение наполненности. И действительно, смотришь на один объект, и кажется, что именно он центральный, смотришь на следующий и снова находишь центр, но отходишь чуть дальше - и понимаешь, что картина цельная и неделимая. 

- Это и есть гармония, - говорит художник. - Здесь и материалы перекликаются - они природные, и смыслы заложены одни - обожествление природы и шаманизма. И мировоззрение одно - экологичный подход к природе и всему живому.