«В лунном сиянье ранней весной помнишь ли встречи, друг мой, с тобою…», - по небольшому дому разливается мягкий, успокаивающий голос Евгении Смольяниновой. Заслуженная артистка России с грустной едва заметной улыбкой поёт один из любимых романсов своего друга писателя Валентина Распутина в день его восьмидесятилетия.
Известная исполнительниц специально прилетела в город на Ангаре, чтобы песней вдохнуть жизнь в новый дом, где теперь будет жить память о главном сибирском классике – музей его имени открылся в стареньком иркутском особняке, известном как «Дом с воротами» по адресу Свердлова, 20.
101% личных вещей
Говорят, что сам Распутин в этом доме не был, но небольшая русская изба, которую язык не поворачивается называть особняком, очень подходит писателю – она простая, но очень светлая. Идея увековечить здесь память о Валентине Григорьевиче появилась два года назад, как говорит директор Иркутского областного музея Сергей Ступин, за такой время создать целый музей практически невозможно, но иркутянам удалось, ведь не было ни одного человека, который отказался бы помочь.
- Всё складывалось каким-то чудесным образом, откликнулись все, кто любил Валентина Григорьевича, и в России, и за рубежом, - поделился директор музея.
Конечно, самый большой вклад в создание музея внесли родные писателя – его сын Сергей Распутин передал в фонды более 2 тыс. вещей, рукописей, книг, которые принадлежали его отцу. Среди семейных реликвий есть даже свидетельство о рождении, студенческий билет и аттестат зрелости Валентина Григорьевича, украшенный одними пятёрками. Один из самых ценных экспонатов, который уже можно увидеть в музее – рабочий кабинет писателя из его иркутской квартиры, также подаренный сыном. Старенькая печатная машинка, шкаф, заполненный книгами, завораживающая картина старой иркутской «деревяшки», написанная рукой иркутской художницы Галины Новиковой, и даже коллекции дымковской игрушки и цветных колокольчиков, которые Валентину Распутину привозили друзья из разных уголков планеты – как говорит директор музея, здесь 101% всех экспонатов – личные вещи писателя.
Логично, что первой выставкой музея стала экспозиция «Откуда есть-пошли мой книги» о детстве, юности и истоках творчества всемирно известного автора, однако эта выставка временная – постоянную музейщики обещают сформировать к сентябрю. Дело в том, продолжают поступать всё новые и новые экспонаты.
Так, прямо в день открытия музея на рабочий стол Распутина легла его рукопись – очерк «Вниз по Лене-реке» в оригинале. Текст, написанный мелким, как бисера, почерком привёз из Петербурга друг Валентина Григорьевича филолог, историк Анатолий Пантелеев.
- Уже два-три месяца собираю материалы о Распутине, вот и сегодня привёз кое-что – у меня было около 40 рукописей Валентина Григорьевича, некоторые из которых я передал в библиотеку Пашков дом в Москве, часть – в иркутский музей. Также у меня есть письма Валентина Григорьевича, написанные его рукой, и много фотографий – я снимал Распутина лет 30, первый чёрно-белый кадр сделал ещё в 1985 году.
«Отсюда всходит солнышко»
Ещё один ценный подарок привёз с собой из Ясной поляны советник президента РФ по культуре, журналист Владимир Толстой. Он рассказал, что 20 лет назад взял у Распутина интервью для яснополянского литературного журнала, который вышел очень маленьким тиражом. До 15 марта 2017 года об этом интервью писателя почти никто не знал.
- Это даже не интервью – Валентин Григорьевич не любил беседы на диктофон. Он очень внимательно относился к каждому слову, любил писать сам – тогда, в 1997 году, я отправил ему 1,5 десятка вопросов и через какое-то время получил письмо с ответами.
Среди прочих Толстой задал сибиряку вопрос о том, что для Распутина малая родина и получил ответ: «Место рождения, центр земли, основная система координат жизни. К этому месту, первоначальному опыту всё остальное только добавляется, крепится, нарастает, но крепиться уже есть к чему. Солнышко как взошло впервые здесь, так отсюда и всходит, где мы потом не находились. Здесь натекает наша душа, наливается из природных и родительских звуков голос. Здесь всё так сладко будет отзываться в памяти и чувствах всегда. Здесь моя мать похоронена».
Как сказал Владимир Толстой, он счастлив оказаться 15 марта в Приангарье, потому что в этот день всегда хочется быть на иркутской земле.
- Два этих года (со дня смерти писателя – прим. ред.) пролетели просто как два дня – глаза закрыли, открыли, а уже столько времени прошло, - поделился Толстой. - И всё равно не смиряется как-то ни душа, ни сердце, что Валентина Григорьевича нет среди нас, что невозможно с ним поговорить. И это ощущение для тех людей, которые имели счастье общаться с ним, не уйдёт никогда. Нам всегда будет не хватать его живого слова. Слава Богу, что сохранилось написанное им и осталось всему русскому народу, всей стране, всему человечеству – написанные Валентином Григорьевичем мудрые книги. Их просто надо читать.