Чуковский и Гарри Поттер не в моде? Какие сказки читают современные дети

«Дети как читали, так и читают, как ходили, так и ходят в библиотеку», - уверяют библиотекари. © / Александра Горбунова / АиФ

Все знают, что главное правило детских книг - научить ребёнка чему-то хорошему. В советский период детские писатели говорили о героях из народа, о пионерах, о животных. В 2000-е в Россию пришло обилие зарубежной литературы, например, любимиц всех детей 90-х Гарри Поттер. А какие истории читают современные дети, рождённые в 21 веке, и читают ли они вообще?

   
   

Библиотеки не пустуют

Сотрудники центральной детской библиотеки Иркутска уверены, что мнение о том, что  современные дети не читают книги, а всё время проводят за гаджетами - неправда.

«Дети как читали, так и читают, как ходили, так и ходят в библиотеку - уверяет заведующая центральной детской библиотекой им. Ю. С. Самсонова Марина Великанова. - Причём поле для чтения у современных ребят самое разнообразное. Мы, библиотекари, не заметили большого сдвига по темам. Читают всё: и советскую классику, и зарубежную классику, и современную литературу. В моде и Чуковский, и Гарри Поттер, и Михалков, и Агния Барто».

По словам Марины Владимировны, многое в этом вопросе зависит именно от родителей. Если мама с папой, например, показали ребёнку на новогодних каникулах Гарри Поттера, то он пойдёт в библиотеку за книжками из этой серии. Если родители расскажут о своих детских книгах, то дети придут именно за этими историями.

«Да, ребёнок зачастую тянется к более новым книгам по исполнению - ему нужны новые иллюстрации, другое качество самого издания, но если это будет старая добрая советская классика в новом исполнении, малыш её, скорее всего, прочтёт. Мы ведь все понимаем, что время не стоит на месте и современным детям с их обилием информации и клиповым мышлением старые мамины и бабушкины книги с блёклыми картинками и мелким шрифтом будут не так интересны, - говорит Марина Владимировна. - Тем более что сейчас появилась альтернатива: графические романы, манга, комиксы. Там большой текст и яркая иллюстрация, и это и неплохо, ребёнок же при этом читает, и неважно, что это будет и в каком формате».

Сюжеты те же

Детский писатель из Иркутска Юрий Баранов считает, что сегодняшняя детская литература несильно отличается от литературы прошлых лет. В основном языком и окружающими героев реалиями.

«Темы-то как раз не изменились - изменилась подача и язык, - говорит Юрий Иванович. - А дети такие же, и истории те же. Да, сейчас больше запрос на фэнтези, это влияние времени, но там та же дружба, та же любовь, храбрость и отважность. Истины все древние, антураж новый. Даже если мы говорим о книгах про взросление, про проблемы принятия себя и общества. Это всё было и в наше советское время, есть и сейчас».

   
   

С ним согласны и руководители книжных магазинов. По их словам, и истории не изменились, и дети читать меньше точно не стали.  

«Не считая школьной программы по литературе, современные дети пропускают через себя довольно много текста. Другое дело, что он не весь напечатан в книгах, и принято считать, что молодёжь не читает книг и сидит в гаджетах. Но ребята читают и читают с интересом», - говорит креативный директор одного из книжных магазинов Иркутска Надежда Диденко.

При этом сюжеты современных детских книг, по словам Надежды, все те же знакомые каждому: приключения друзей, романтические истории, поиски справедливости и правды, психологические отношения между членами семьи, антиутопии и фэнтезийные истории. Они по-новому исполнены. И это, по мнению Ксении, логично.

«У нас как-то 3 года назад была на эту тему дискуссия. С одной стороны взрослое поколение хочет, чтобы их дети росли и воспитывались на тех же книгах и мультиках, что и они. С другой стороны, за время их взросления было написано и снято очень много нового, более актуального и понятного, и при этом не менее качественного. Да, сейчас можно заметить, что стало чуть больше книг про взросление и физические изменения тела. Про психические проблемы, уязвимость взрослых, травмы и переживания потерь. Книг, которые могут помочь понять и принять себя, если ты отличаешься от большинства. Но это неплохо - мир меняется, а книги подстраиваются и помогают детям с их проблемами, с которыми не пойдёшь к взрослым, - говорит Надежда. - В своём магазине мы сознательно решили не торговать классикой - ни русской, ни зарубежной, чтобы познакомить гостей с чем-то новым, незнакомым и замечательным».
В выборе книг для своего магазина Надежда ориентируется на предложения небольших издательств. С помощью аналитики спроса и запроса Надежда буквально угадывает, что гостям захочется приобрести.

«Также я слушаю много подкастов о детской современной литературе, участвую в онлайн вебинарах на эту тему, слушаю аудиокниги и часто привожу что-то из полюбившегося и понравившегося», - говорит Надежда.

Рекомендация специалиста

Заведующая организационно-методическим отделом по работе с детьми и юношеством библиотечной системы Иркутска Александра Немцева подготовила для юных читателей и их родителей список книг для внеклассного чтения.

Младший школьный возраст

Владислав Крапивин «Журавленок и молнии»
Астрид Линдгрен «Эмиль из Леннеберги»
Дарья Варденбург «Никита ищет море»
Мэтт Хейг «Быть котом»
Юрий Баранов «Сказки улицы Большой»

Средний школьный возраст

Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом»
Майн Рид «Всадник без головы»
Нина Дашевская «День числа Пи»
Ульф Старк «Чудаки и зануды»
Геннадий Михасенко «Ау, Завьялова!»

Старший школьный возраст

Александр Беляев «Ариэль»
Джек Лондон «Мартин Иден»
Сергей Лукьяненко «Спектр»
Донна Тартт «Тайная история»
Михаил Соловьев «Переход»