В Иркутске впервые состоялся региональный конкурс Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards. Заявки на участие в конкурсе подали музеи, некоммерческие общественные организации, муниципальные управления культуры, предприниматели, туроператоры и даже театры. Сказать, что конкуренция среди них была жёсткая - это не сказать ни о чём. Из 17 регионов - от Томска до Владивостока и Камчатки - на конкурс поступило 124 проекта, уже реализованных в 2017 году.
Корреспондент «АиФ в ВС» поговорил с основателем премии, «гуру» российской туриндустрии Геннадием Шаталовым о том, что туристов для путешествия по регионам нужно вдохновить.
Событий - выше крыши
Перечислить всех участников просто нереально, потому что каждый проект достоин хотя бы краткого описания. И в итоге могла бы получиться не газетная статья, а путеводитель для тех, кто, планируя свои путешествия, ориентируется на интересные и необычные события. Скажу лишь, что больше всех событийных мероприятий на суд экспертов представила именно Иркутская область - 35 проектов, которые, по мнению их организаторов, могут стать драйверами туристической отрасли региона на российском и даже международном рынке. Отчасти с ними согласились и эксперты, присудив победу тринадцати заявкам.
Среди них уже хорошо известный многим фестиваль деревянной скульптуры «Лукоморье» под Ангарском и только начинающий раскручиваться его «собрат» - фестиваль бетонной скульптуры в Свирске; ещё один молодой проект «Ледяная библиотека чудес» и уже состоявшийся архитектурно-этнографический музей под открытым небом «Ангарская деревня»; Байкальский Международный Арт-фолк фестиваль и театральный фестиваль «У Братского моря» имени Геннадия Михасенко (Братск); традиционная встреча голендр «Пихтинские встречи» и дни чувашской культуры «Акатуй на Байкале» и др. Кстати, как считает Геннадий Шаталов, в Сибири в последнее время появилось много фестивалей, подчёркивающих национальные и этнические особенности территорий, что очень выигрышно и выгодно, потому что это - изюминка, характерная именно для наших регионов.
«Сибирские проекты всегда отличаются от проектов центральной России своим размахом - то есть территорией, которую они охватывают, и своей яркостью, - прокомментировал Шаталов. - Кроме этого, в национальных фестивалях всегда есть гастрономическая составляющая, а это тоже своеобразная фишка, способная вдохновить искушённого путешественника на поездку не в тёплую Турцию, а в далёкую Сибирь, к примеру - на фестиваль «Пан вареник» в Приангарье или «Буузын Баяр-Праздник Буузы» в Бурятии».
Рычаг для экономики
Программа Russian Event Awards в Иркутске не ограничилась только раздачей призов и подарков.
«Самое главное - учиться друг у друга», - обозначил ещё одно направление своего «детища» Геннадий Шаталов.
Как оказалось, придумать событие, организовать его и провести, ещё не означает, что оно станет туристическим мега-продуктом, способным привлечь к себе массу путешественников. Чтобы этого достичь, специалисты советуют организаторам учитывать массу нюансов - от глобальных, таких как создание привлекательного имиджа своего региона, до «меркантильных» - связанных, например, с производством сувенирной продукции, посвящённой событию, и окупаемостью мероприятия. Именно об этом - как сделать событийный туризм рычагом для развития экономики региона, шла речь на специальном круглом столе.
Как считают эксперты Национальной премии, в нашей стране очень много красивых событийных мероприятий, но они не привлекают путешественников на территорию, где проходят, потому что нет нормального взаимодействия между его организаторами и туристическими компаниями, которые знают, как привлечь на них туристов и на этом заработать. И в этой связи большая роль отводится созданию событийных календарей, но не «местечковых», а межрегиональных. В частности, Иркутской области, Бурятии и Забайкальскому краю, уверен Шаталов, просто жизненно необходим такой календарь с условным названием «Байкальская история». Причём сделать его надо как можно оперативнее, чтобы успеть вдохновить туристов нашими зимними, и в первую очередь - новогодними, событиями. И действительно, разве не может бурятский Дед Мороз - Сагаан Убугун (Белый Старец) составить конкуренцию финскому Йоулупукки?
«Взаимодействие между регионами очень важно, - сделал акцент основатель Нацпремии. - В центральной России нам уже удалось это сделать с помощью наших конкурсов, различных турфорумов, и в этом году мы видели массу примеров, когда какая-нибудь территория на фестивальных площадках соседей организует свою площадку. С одной стороны, они поддерживают коллег, с другой - проводят промоакции своих мероприятий, привлекая к себе внимание туристов. Если в целом по России путешествовать дорого, то хотя бы между ближайшими регионами можно создать интересные событийные туристические маршруты».
Например, исторический фестиваль, посвящённый декабристам, «Во глубине сибирских руд», который проходит в небольшом городе Петровске-Забайкальском, он предложил интегрировать в исторический маршрут «Декабристское кольцо Сибири». И Иркутская область очень здорово в него впишется.
Впрочем, все эксперты Russian Event Awards сошлись во мнении, что у байкальских регионов есть одно, но очень существенное преимущество перед другими российскими территориями: к любому событию у нас есть такой мощный бонус, как Байкал, который притягивает туристов буквально как магнит. Тем не менее события всё равно нужны и делать их нужно очень качественными и яркими.
Комментарий:
Максим Хвостишков, президент ассоциации МАСТС, организатор регионального конкурса Сибири и Дальнего Востока: