Дорогу любителям. Новый взгляд непрофессиональных актёров на вечное

Дебютный для театра спектакль «Идеальный муж». На сцене Сократ Бардаханов и Анна Савченко. © / Анна Попова / АиФ

27 марта артисты и работники театров по всему миру отмечали свой профессиональный праздник. Кстати, Иркутск зовётся театральной столицей Восточной Сибири. Здесь можно найти театры на любой вкус: драматический, музыкальный, театр юного зрителя, театр кукол, театр внутренней практики. А ещё есть множество любительских молодёжный театров. Об одном из них расскажем подробнее.

   
   

У этого театра интересное название и пока нет собственной точки на карте города, но уже есть состоявшаяся труппа и много интересных идей. Основали его две иркутянки Анна Савченко и Анастасия Оленикова.

Сложная суть, сложное название

«Мы раньше были в труппе другого молодёжного непрофессионального театра, но его основатель уехала учиться на режиссёра в Санкт-Петербург. В нашей жизни образовалась пустота, которую хотелось чем-то заполнить», – рассказывает Анна.

«Тот театр мы создали ещё в университете, когда учились на филологическом факультете и приглашали ребят с разных факультетов, – добавляет Анастасия. – У нас тогда образовалась театральная компания, которая сейчас в какой-то степени даже восстановилась. Правда, сейчас всё же больше новых людей, и это приятно».

Работой в театре девушки, по их словам, закрывают потребность в творчестве и не только – это интересный досуг и возможность попробовать то, о чём ты когда-то мечтал, но на что так и не решился.

«По-моему, мечта каждого второго или пятого ребёнка – стать актёром и блистать на сцене, – смеётся Анастасия. – Думаю, что может и не в голливудских масштабах, но мы очень здорово воплотили эти мечты в нашем коллективе».

Труппа у театра пока небольшая: от 7 до 12 человек в зависимости от спектакля. Все молодые креативные ребята до 30 лет.

   
   
Спектакль «Идеальный муж». Актриса Анастасия Карпик в роли Мейбл. Фото: АиФ/ Анна Попова

Креативное у театра и название – «Мамихлапинатапай». Это слово, когда-то попавшее в книгу рекордов Гиннесса в качестве «наиболее ёмкого» считается одним из самых трудных для перевода. Дословно: «Взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым».

«У нашего театра есть тяга к чему-то необычному, – говорит Анна Савченко. – Наш предыдущий театр тоже назывался сложным словом – «Батрахомиомахия». И, думаю, это даже интересно, не всем же иметь простые названия. Нам хотелось взять такое слово, которое отражало бы нашу суть – у нас много филологов, лингвистов. И именно «Мамихлапинатапай» прижилось».

Как найти время

Куда же без трудностей, когда ты открываешь свой непрофессиональный театр? Однако с любыми сложностями коллектив успешно справляется.

«Я бы не сказала, что нам было сильно трудно. Нам, скорее, даже повезло – мы почти сразу нашли помещение для репетиций, – рассказывает Анастасия Оленикова. – Ещё одно везение – знакомство с профессионалами, их помощь и советы. А самая большая сложность – время. Это именно тот ресурс, которого так не хватает. Все ребята работают и сделать так, чтобы 10-12 человек собрались в одном месте в одно время и не один раз в неделю, та ещё задача».

Площадками для постановок театра становятся разные интересные пространства в Иркутске. Порой, они камерные вроде «Театра внутренней практики», ЦСИ «Огонь», Alter Homo и других.

«На первом этапе мы писали разным людям, спрашивали можно ли там выступать и многие нам ответили и даже предложили свои условия, – говорит Анастасия. – Мы почти сразу нашли несколько подходящих площадок. Что касается реквизита, декораций и костюмов, то это решается силами самих актёров, но мы тяготеем к минимализму. И это даже не потому, что мы любительский театр – это эстетически нам больше подходит».

«Главное условие, чтобы всё было в едином стиле, – Дополняет Анна Савченко. – Если это определённая эпоха, то все стилизовано под неё. Если современность, то просто один стиль».

Сбежать в театр от рутины

Как и у любого театра, у «Мамихлапинатапай» тоже есть свой уже готовый репертуар. В нём пока не так много спектаклей, но все яркие и интересные. В этом году у ребят премьера – постановка «Техника дыхания в безвоздушном пространстве» по одноимённой пьесе уфимского драматурга Натальи Мошиной. Наша редакция побывала на первом показе.

Екатерина Зайцева в спектакле «Техника дыхания в безвоздушном пространстве». Фото: АиФ/ Анна Садовникова

Сразу надо сказать, что спектакль сложный и морально тяжёлый, что не удивительно – во главе сюжета воспоминания о болеющей раком девушке Наде. Она буквально собирает вокруг себя близких людей, которые, рассказывая о своей жизни, рассуждая о повседневных и сакральных вещах, раскрывают всю историю Нади.

У героев разные проблемы, свои «скелеты в шкафу», свои воспоминания. И каждый зритель найдёт свой глубинный смысл увиденного и услышанного, но равнодушным никто точно не останется.

Кстати, на сцене в день премьеры дебютировала наша коллега из «АиФ в ВС» Анна Попова. Она сыграла эпизодическую, но яркую роль, которая несёт важный для пьесы посыл. Аня надеется в будущем замахнуться на что-то более серьёзное.

На сцене: актёры театра «Мамихлапинатапай» Павел Чичулин и Анна Попова. Фото: АиФ/ Анна Садовникова

«В театре я играю с сентября прошлого года, и это интересный опыт, – говорят Аня. – До этого никогда не играла в настоящем театре. Это оказалось, очень увлекательно – позволяет отвлечься от повседневной рутины и поучаствовать в чём-то важном».