Драматург Марта Райцес: «Одинокий человек редко может хорошо писать»

Драматург Марта Райцес. © / Предоставлено героем публикации

На сцене театра кукол «Аистенок» уже больше месяца идёт необычный спектакль-мистерия с полинезийским колоритом «Остров Иукини». В его основе - пьеса современного российского драматурга Марты Райцес «Акула-укулеле». Иркутяне первыми поставили это произведение. Писательница не попала на премьеру, но приехала в начале апреля, чтобы всё-таки посмотреть кукольную постановку. Своими впечатлениями Марта поделилась на встрече с журналистами, где был и корреспондент «АиФ-Иркутск». 

   
   

«Для меня признаком того, что спектакль удался, является наращивание смыслов. Постановка должна делать текст пьесы более объёмным. В спектакле «Аистёнка» достойный пласт смыслов наращён благодаря работе творческой группы театра. Не знаю, будет ли ещё эта пьеса когда-нибудь поставлена лучше», - призналась Марта.

Молодой писательнице 32 года, она живёт в Санкт-Петербурге. Марта не только драматург, но и профессиональный наставник по чтению. Она создала первую в России организацию профессиональных наставников по чтению «Книжный гид», которая работает с детьми и подростками.

«Странная» пьеса, рождённая из сна

«Акула-укулеле» - это уже второе произведение Марты Райцес, которое ставят на сцене кукольного театра. Первый спектакль, «Я - кулак. Я - А-Н-Н-А», создали в Красноярске. Он получил несколько номинаций на «Золотую маску».

Казалось бы, Марта Райцес живёт и работает в культурной столице, а режиссёр Юрий Уткин творит в Иркутске - как же они встретились? Помог Валерий Баджи - режиссёр, который ставил в «Аистёнке» спектакль «Карлик Нос». Он передал текст молодого драматурга Юрию, который как раз искал что-то одновременно «странное» и актуальное.

Идея будущей пьесы родилась у Марты больше десятка лет назад.

- Мне приснился сон про мальчика с укусом в виде полумесяца на спине. В интернете я прочитала, что такой след может оставить акула. Записала это впечатление и благополучно забыла. Через 10 лет в лаборатории Российского академического молодёжного театра моей задачей было написать пьесу для детей. Тогда-то старые заметки о сновидении и пригодились.

   
   

Талант всегда заметят?

Сегодня не так много российских театров имеют в своём репертуаре пьесы современных драматургов – чаще всё-таки ставят классику. И дело тут далеко не всегда в предвзятости к начинающим авторам.

«Журналы «Современная драматургия» и «Театр» закрыты. Театры не получают рассылки новых пьес напрямую, и не всегда имеют время искать их самостоятельно, - поясняет Марта Райцес. - Можно рассылать свои работы, но не всем это нравится. Считается, что такими вещами занимаются графоманы, а про талантливых людей и без этого узнают. Можно отправить пьесу на конкурсы. Каждый год на фестиваль молодой драматургии «Любимовка» попадает около 700 работ.  Видите, как много людей у нас пишут. Но ставят далеко не всех. Большой процент театров в принципе не работает с современной драматургией. По экономическим, юридическим или идеологическим причинам».

Поскольку новых авторов часто обходят стороной, их материал постепенно устаревает и теряет свою актуальность - ведь пьеса может жить только на сцене. Если прозу можно писать в стол, и она будет актуальна через 100 лет, то драматургия работает с актуальными темами и современным языком.

Надёжный тыл писателя - семья

Любовь к литературе у Марты Райцес проявилась ещё с детства. У неё была читающая семья, дома много книг.

«Я могла бы сказать, что в детстве в моей комнате висел большой портрет Пушкина, я целовала его и со временем стала писателем. Но моя сестра выросла в той же комнате и писать не начала», - шутит Марта.

Сейчас, став взрослой, она уверена, что автору сложно создать большое серьёзное произведение, если за ним нет крепкой семьи и тех, кто его любит.

«Если мы посмотрим на список Нобелевских лауреатов по литературе, большинство из них состоят в стабильных союзах, - говорит драматург. - На мой взгляд, одинокий автор редко может хорошо писать, особенно большую прозу. Ведь это требует много сил и времени, и в период работы писатель сильно уязвим. Автору сложно написать большой роман, как у Толстого или Маркеса, если рядом нет человека, который его сильно любит».