Хрупкое счастье. В Иркутском драмтеатре поставили спектакль «Живи и помни»

Настёна и Андрей вспоминают мирную жизнь, где им было хорошо друг с другом. © / Анна Садовникова / АиФ

«Нет, сладко жить. Страшно жить. Стыдно жить», – пронзительно, словно приговор, звучат со сцены последние слова Настёны, главной героини постановки. И вот уже весь зал в слезах…

   
   

С 15 октября репертуар Иркутского драмтеатра пополнился премьерой. На Камерной сцене поставили спектакль «Живи и помни» по мотивам одноимённой повести Валентина Распутина. За день до премьеры полную драмы историю «обкатали» на зрителях, среди которых оказался и корреспондент irk.aif.ru.

Никакой бутафории

В спектакле задействованы всего четыре актёра, хотя в повести Распутина героев гораздо больше. Это специальный режиссёрский приём.

«Валентин Григорьевич оперировал такими мощными вещами как жизнь и смерть, любовь, вечность… Мне захотелось очистить эту историю от суеты, – рассказывает главный режиссёр театра Станислав Мальцев. – Чтобы это были только два любящих друг друга человека, оказавшиеся во временной и личной катастрофе – война и то, как они проживают это время. И ещё двое персонажей – мальчик и девочка – как бы продолжение событий. Это не дети главных героев, но дети, которые стали свидетелями их жизни и судьбы. Их глазами мы пытались смотреть на происходящие события. Их воспоминания, а где-то фантазия и воображение, работают для зрителя проводниками».

Чтобы сохранить этот минимализм Станислав Валерьевич даже решил использовать видеоряд, который дополнил живую игру актёров.

«Мы попытались обезлюдить спектакль и прибегли к новым технологиям, – говорит режиссёр. – Мне показалось, что дополнение в виде хроники Дня победы и съёмок наших же актёров будет уместно».

В спектакле задействованы всего четыре актёра, хотя в повести Распутина героев гораздо больше. Фото: АиФ/ Анна Садовникова

Ещё один приём, погружающий зрителя глубоко в историю, – натуралистичные декорации глухой деревни. Природа, обстановка жилых помещений, звуки – всё продумано до мельчайших деталей.

   
   

«Вода, дерево, ветер, снег – это органично для Распутина. Он писал о настоящей природе. И нам не хотелось врать, – говорит Станислав Мальцев. – Мы с художником Александром Плинтом создавали ту среду, в которой было бы правильно ставить Распутина. У нас в театре прекрасные цеха, воплотившие самые смелые задумки. Правду на сцене создают все. Мы максимально старались не использовать бутафорию. Это помешало бы сделать постановку такой живой».

Чем сложнее, тем интереснее

Распутина Станислав Валерьевич ставит впервые за свою карьеру. Признаётся, что работать над спектаклем было очень волнительно.

« Я счастлив, я долго подходил к Валентину Григорьевичу, потому что очень ответственно ставить в Иркутске это произведение, – говорит режиссёр. – Мне нужно было пять лет, чтобы погрузиться в атмосферу этих мест и вчитаться в Распутина. Но теперь это целиком мой автор. Думаю, что вскоре опять буду работать с его произведениями».

Как и режиссёр, актёры спектакля тоже работают с творчеством Валентина Григорьевича впервые. Они создавали образы опалённого войной мужа и преданной любящей верной жены. Им это удалось – её обаяние и вера в чудо почти рушат возведённые в душе мужа за время войны стены. Однако автор умышленно не даёт счастья супругам, разбивая идиллию и показывая, что счастье очень хрупко.

Рассказчики – дети, которые были свидетелями развернувшейся истории. Фото: АиФ/ Анна Садовникова

«Режиссёру, наверное, было даже тяжелее, чем нам, – с улыбкой говорит исполнитель главной роли Сергей Солянников. – Хотя мы боялись излишнего пафоса, какой-то наигранности. Думаю, получилось всё именно так, как надо. Если человек что-то почувствовал или тем более заплакал, значит, мы работали не зря. И спасибо, что нас взяли на роли – это дорогого стоит».

«Распутин написал повесть очень подробно, что облегчило нам работу, – признаётся исполнительница главной роли Инна Королёва. – Когда мы заходили в тупик, то открывали книгу и читали описание мыслей Настёны, Андрея. Работать с этим материалом интересно. Для артиста вообще, чем сложнее, тем интереснее».

Актёры признаются, что на работу тщательно настраиваются. Это не считая постоянных репетиций. Сергей делится, что лучшая его помощница в таком деле – музыка.

«Я нахожу какой-то трек, подходящий под определённую сцену, слушаю его, и происходит настройка. Естественно, важны также партнёры и сам материал. Помогает ещё прийти заранее и походить по сцене», – перечисляет актёр.

Беременная Настёна плывёт к мужу и спасает его ценой своей жизни. Фото: АиФ/ Анна Садовникова

В спектакле звучат любимые композиции Валентина Распутина – «Вокализ» Сергея Рахманинова, «Гаю-гаю» из альбома Пелагеи, «То не ветер ветку клонит» композитора Александра Варламова. Тему войны создают металлический стук колёс и космический ветер.

КСТАТИ

О гастролях с этим спектаклем режиссёр пока говорит неопределённо – для показа нужна специальная площадка. Отмечает, что если подходящие найдутся, то постановку увидят и во всей Иркутской области, и в других регионах.