Летопись прервалась. Евгений Корзун о судьбе кинохроники в Сибири

11 ноября в библиотеке имени Молчанова-Сибирского состоялась презентация новой книги иркутского режиссёра и оператора-документалиста Евгения Корзуна «Сибири чёрно-белое кино». На её страницах раскрывается история Восточно-Сибирской студии кинохроники, которая прекратила своё существование в начале нулевых.

   
   

- Это была единственная студия на всю Восточную Сибирь - от Колымы до Енисея, - вспоминает автор. - А теперь в её здании расположился комитет по управлению имуществом, земельные участки оформляют. Конечно, это дело, может, даже важнее, чем кино, но ведь летопись у нас не пишется вот уже 30 лет. Если игровые картины ещё снимают, то документалистика в Сибири, увы, остановилась.

В погоне за новостями

В наши дни кинохроника уже практически не создаётся. На первый план вышла не летопись, а новости, на создании которых специализируется телевидение.

- Хроника сначала тоже занималась текущей информационной повесткой, - говорит Евгений Корзун. - Потом, когда появилось телевидение, решили друг друга не повторять. И на студии кинохроники создавали такие материалы, которые не связаны с сиюминутностью. Это были портреты людей, какие-то истории, связанные с жизнью общества. Например, тот же БАМ снимали не с прицелом на событийность. Хотели показать, как протекает жизнь строителей, рассказать о героических людях - как они ходили в эти жуткие десанты в грязи по брови, в слякоти. Например, по болоту тащили экскаватор. В эту топь даже человеку нельзя зайти, он утонет. А они его тащат.

Сейчас интернет дал возможность каждому получить свои пять минут славы. Каждый, у кого есть камера в телефоне, может запечатлеть какое-то важное событие и набрать заветные просмотры в соцсетях. Однако искусством это назвать вряд ли можно.

   
   

- Сейчас каждая домохозяйка может взять телефон и создать якобы документальное кино, - сетует Евгений Корзун. - Ещё и некоторые хвалятся, мол, чего вы возитесь с камерами - я вот приз получил, но всё на простой смартфон снял. А ведь на самом деле при съёмке даже свет не использовался. Есть даже для этого специальный учебник - «Свет в искусстве оператора». Но всё это, видимо, никому уже не нужно.

Фото: Из архива героя публикации

Евгений Алексеевич вспоминает, что, когда он только начинал работать ассистентом оператора, этот труд был очень тяжёлым. Например, на съёмки могли отправить на тот же Таймыр - это 3 тысячи километров от Иркутска. И снять там брак и привезти его на студию было просто немыслимым делом.

- Тебя послали в такую даль, в дорогую командировку, а ты ничего не привёз - как это возможно? - говорит автор книги. - Поэтому операторы с собой возили студийный проявитель, фиксаж, делали срезки с кассет, проявляли, смотрели плотность, изучали, нет ли царапинки. В общем, перестраховывались. И не дай бог, чтобы произошла передержка или сор, или трещину на плёнке увидят через увеличительное стекло. В таких случаях тут же приходилось переснимать. Но позже аппаратура стала более совершенной, и брака было меньше. Экспонометры были японские, замеряли всё на месте, все расчёты были точные. И тогда уже срезок не делали, снимали наверняка.

Неинтересных героев нет

Работа на Восточно-Сибирской студии кинохроники для Евгения Корзуна всегда была связана со встречами с новыми людьми. Он убеждён: неинтересных людей крайне мало. Замечательным рассказчиком может быть и рыбак, и егерь, и генерал.

- Например, тот же Белобородов, дважды Герой Советского Союза. Он ведь тоже не простой генерал, он - крестьянин, хозяйственный, прижимистый, - добавляет Евгений Алексеевич. - Мы снимали фильм о нём. И там есть его размышления. Он говорит: «Сколько людей погибло под моим руководством. Вот лучше бы думал, так меньше бы погибло». Так и крестьянин рассуждает: лучше бы сработал, и урожай был бы больше.

Кадры кинохроники некоторые сравнивают с хорошим вином: чем плёнки старше, тем они ценнее. И именно благодаря этим ценным записям мы можем вернуться в прошлое и прикоснуться к истории.

- Как-то приезжала к нам команда немецких режиссёров, которые работали над документальным фильмом про СССР, - добавил Евгений Корзун. - Они подняли всю нашу хронику, начиная с 1930-х годов, и сделали с её помощью подробную ретроспективу советской жизни. Поэтому летопись нужна и важна, она очень ценная. Бывает, на телевидение берут хронику и показывают, например, как Евтушенко читает стихи у памятника Маяковскому. Это по-настоящему исторический материал.

Возрождения Восточно-Сибирской студии кинохроники в будущем Евгений Алексеевич, увы, уже не ждёт.