Преодолеть сопротивление дерева. Как создать шедевр из природного материала

Иркутянин Евгений Мирский 50 лет занимается резьбой по дереву. Мастер признаётся, что, несмотря на все капризы этого непростого материала, работать с ним одно удовольствие.

   
   

- Для меня это релаксация. За резьбой я отвлекаюсь от всего постороннего, расслабляюсь и наслаждаюсь процессом, - говорит Евгений.

Увлечение длиною в жизнь

Это увлечение у него из детства. Мальчишкой он строгал из деревянных заготовок игрушечные пистолеты и автоматы для дворовых «войнушек» с друзьями. Затем на школьных факультативах освоил столярные и токарные навыки и получил второй разряд столяра, после школы стал художником-оформителем - тогда приходилось работать не только с деревом, но и со множеством других материалов.

В годы перестройки Мирский организовал собственный кооператив - снял цеха, набрал бригаду, занялся изготовлением деревянных лестниц, дверей и окон. Особой популярностью пользовались его работы у владельцев ресторанов и кафе.

Фото: Из архива героя публикации

А в начале двухтысячных уже известного мастера пригласили преподавать в интернат для инвалидов (нынешний Иркутский реабилитационный техникум), где на протяжении 12 лет он обучал ребят резьбе по дереву. Сейчас специальность, связанная с резьбой, в училище закрылась, и Евгений работает в иркутском Доме ремёсел - проводит различные мастер-классы для детей и взрослых. В этом году нашему герою присвоили звание «Народный мастер».

Его главный творческий интерес сейчас - создание механических игрушек из де рева. Это такие игрушки, которые состоят из подвижных деталей, например, игрушка-дергунчик или игрушка-вертончик. В коллекции мастера - десятки разных моделей. Сейчас деревянные игрушки переживают возрождение. Благодаря моде на экологичные товары родители готовы покупать развивающие игрушки из натуральных материалов, хоть и стоят они дороже пластмассовых аналогов.

   
   

Если вырезал, назад не приклеишь

Перед тем как приступить к работе, Евгений разрабатывает так называемую клаузуру будущего изделия - делает множество различных зарисовок, которые потом приводит к некоему единообразию, но окончательного чертежа предпочитает не рисовать.

- Изделие рождается в процессе работы, потому что дерево каждый раз ведёт себя по-разному. Не всегда нарисованный образ воплощается в готовой игрушке или статуэтке - бывает, задуманное получается неудачным, скучным. Приходится что-то менять по ходу, экспериментировать. Композицию создаёт сочетание разных геометрических деталей, которые работают в комплексе: одна вытягивает изделие, другая делает его более устойчивым, третья - более динамичным, - поясняет Евгений.

Фото: Из архива героя публикации

По его словам, изделие рождается в муках сопротивления материала. По сравнению с живописью или керамикой дерево имеет самое сильное сопротивление - чтобы его обработать, приходится прикладывать значительные усилия. Если в керамике добавляешь какие-то кусочки, то здесь принцип работы противоположный - тут вырезаешь эти кусочки, а вырезав их, назад не приклеишь. Другая особенность дерева заключается в том, что это материал неоднородный, в отличие от той же глины. У древесины есть более рыхлые слои, светлые или тёмные, в процессе резки может вылезти сучок - всё это нужно умело обыграть в работе.

Для каждого изделия свой инструмент

В арсенале резчика не менее 30 инструментов, поскольку каждому изделию требуется свой. Так, для монументальной резьбы из брёвен нужны крупные стамески, а для «ювелирной» - миниатюрные резцы.

Породу дерева мастер выбирает в зависимости от характера будущего изделия.

- При изготовлении игрушек для неломающихся деталей обычно беру берёзу, хотя сейчас чаще использую американский клён. Работаю также с сосной, потому что игрушки отчасти идут потом под покраску, хотя, конечно, стараюсь оставить чистое дерево, чтобы работа не выглядела пластмассовой. Для небольших декоративных скульптур необходимы бестекстурные породы - берёза или осина. Текстура - это рисунок дерева, у сосны он выражен сильнее, - рассказывает Мирский.

Фото: Из архива героя публикации

Также в работе он использует берёзовую фанеру. По своим свойствам она более прочная, нежели обычное дерево, и не ломается по слоям. Кроме того, фанера более устойчива к влаге - не сжимается, не разбухает и не рассыхается.

По словам мастера, искусство резьбы по дереву привлекает многих жителей региона. К нему проявляют интерес люди всех возрастов, из разных уголков области.

- В конце августа я ездил в трёхдневную командировку в село Харанцы на Ольхоне, где участвовал в проекте по возрождению ремёсел. Там резьбой заинтересовалось 16 человек. Все с громаднейшим удовольствием делали деревянные работы. На мастер-классе в селе Залог Качугского района местных жителей тоже было не оттащить. Это ремесло очень близко сибирякам. Каждый приходит ко мне на занятия со своими желаниями, и моя задача - помочь осуществить их.