Салфетки, вода... и вдохновение. Что можно слепить из «бумажного теста»?

Глядя на эти фигурки, трудно поверить, что они сделаны не из дерева или кости. © / Оксана Мигаль / Из личного архива

В последние годы, наряду с вязанием, вышивкой, плетением из бисера, становятся популярными другие виды декоративно-прикладного творчества с такими нерусскими названиями, как декупаж, скрапбукинг, квиллинг или декор в технике пейп-арт.

   
   

Кстати, во многих источниках пишут, что последний вид рукоделия придумала и запатентовала в 2007 году Татьяна Сорокина из Украины. Однако, как оказалось, наша землячка из Тулуна Оксана Мигаль занималась пейп-артом ещё задолго до своей украинской коллеги.

«Детсадовская» идея

Как объяснила мне тулунская рукодельница, пейп-арт – это техника декорирования разнообразных предметов с помощью обычных бумажных салфеток. В итоге поверхность изделия с точностью имитирует резьбу или чеканку. На вопрос, как такое вообще возможно, Оксана ответила, что всё благодаря пластичному бумажному материалу, который, если намочить его водой, напоминает тесто. Причём она не может объяснить, как ей пришла в голову такая идея.

«Случилось это ещё в начале 90-х, когда директор детского сада, в котором я работала, попросила необычно и оригинально украсить стену в нашем учреждении, – вспоминает Оксана. – Кругом тогда был дефицит: продукты днём с огнём не найдёшь, не то что материалы для творчества, вот, видимо, я и выбрала то, что оказалось под рукой, – бумагу и воду. В итоге из своеобразного теста слепила жгутики, которыми и украсила красиво стену в детсаде».

Процесс работы с бумагой оказался таким увлекательно-захватывающим, что Оксана научилась делать в этой технике и различные панно, и объёмные картины, и уникальные скульптуры. Сюжеты и образы придумывает сама. Говорит, что для вдохновения ей достаточно одной поездки в деревню или на природу. Так, например, идея картины «Зима» зародилась после прогулки по зимнему лесу в 38-градусный мороз.

Первую оценку всему, что она делает, дают её муж и ребёнок.

Пейп-арт – это техника декорирования разнообразных предметов с помощью обычных бумажных салфеток. Фото: Из личного архива/ Оксана Мигаль

«Дело в том, что они не совсем разбираются в искусстве, как я. Родные просто видят фигуру. И если им что-то не нравится, сразу говорят мне. Я всегда прислушиваюсь к их совету», – объяснила рукодельница.

   
   

Бумага не всё стерпит

Петух-сибиряк в валенках, баран-горец в бурке и с посохом, коза-колхозница, девочка-рыбачка, задумчивый лось – глядя на фотографии работ Оксаны, трудно представить, что создаёт она их без единого эскиза. А ещё - не верится, что сделаны они из обычных бумажных салфеток, а, например, не из коры дерева, кости или какого-то другого прочного материала. Оксана, считает, что такой эффект достигается за счёт того, что в своём творчестве она использует только приглушенные и нейтральные цвета, а яркие тона ей чужды.

К огромному сожалению, коллекцией произведений Оксаны сейчас реально можно полюбоваться только на фотографиях. Все её бумажные скульптуры утонули во время наводнения в Тулуне. А сколько их было сделано больше чем за два десятилетия – не знает даже сам автор! Нет её работ ни в частных собраниях любителей прекрасного (тулунчанка поделки не продавала), ни в музейных экспозициях и запасниках. Возможно, сохранилась только «Зима», которую Оксана подарила городу-тёзке своей картины.

Для мастерицы потеря стала настоящей трагедией. Первое время после стихии она даже думала, что больше никогда не будет заниматься своим любимым делом.

«Я много сил и времени отдаю творчеству, поэтому, когда за несколько часов мои труды просто смыло водой, в душе остались только боль и пустота. Мне в этот момент было безумно тяжело. Я успела спасти только две картины. Трудно прийти в себя, когда всё потеряно: не знаешь, как жить дальше, – поделилась Оксана, – Ведь в каждой картине, скульптуре есть моя душа и энергетика. Я часто сравниваю своё творчество с рождением ребёнка: также самостоятельно вынашиваю идею – только в голове и рождаю очередное произведение искусства».

Однако взяв волю в кулак, Оксана Мигаль решила восстановить все свои работы. Конечно, воссоздать их такими же до мельчайших подробностей не получится, но моя собеседница верит, что скульптуры будут ничуть не хуже предыдущих.

«Сложности были и будут всегда. Несмотря на это, нужно продолжать заниматься творчеством, как бы тяжело иногда не было. Ведь именно творчество спасает нас в трудные времена», – размышляет рукодельница.

Оксана научилась делать в этой технике и различные панно, и объёмные картины, и уникальные скульптуры. Фото: Из личного архива/ Оксана Мигаль