Сакральные прения. Как установка скульптур может нарушить экологию Байкала?

Будущая скульптура может стать местом паломничества туристов. © / Из личного архива

Известный бурятский скульптор Даши Намдаков намеревается создать скульптуру в виде бронзового дерева, которую планируют установить на мысе Хобой острова Ольхон, что на Байкале.

   
   

Несмотря на несомненную культурную ценность будущего объекта, не все с этим решением согласны. «АиФ-Иркутск» разбирался, почему общественность против установки на острове очередного творения скульптора.

По задумке автора, монумент под названием «Хранитель Байкала» будет представлять собой огромное дерево, крона которого превратилась в окаменевшую «корону», которую  украсят парящими колокольчиками и камнями. Высота его составит более семи метров и шесть метров в обхвате. Предположительно, монумент отольют из бронзы на одном из предприятий Бурятии. Памятник будет соответствовать древнейшим наскальным рисункам и нести в себе мистический сакральный смысл.

Место для установки тоже выбрано не случайно. Ольхон для всего населения Прибайкалья – место священное. С благоговейным трепетом к нему относятся буддисты и шаманисты, считая местом силы. А мыс Хобой, который получил свое название за форму в виде клыка животного («хобой» переводится с бурятского как «клык»),  служит площадкой для проведения священных обрядов и в настоящее время ему присвоен статус ландшафтного памятника природы. Именно здесь на одном из самых высоких берегов и задумал поставить своего «Хранителя» Даши Намдаков.

Фото: Предоставлено пресс-службой скульптора.

Сохранит ли «Хранитель»?

Инициатива художника вызвала большие споры среди защитников Байкала и жителей острова Ольхон. Например, островитяне считают, что подобный памятник следует ставить в поселке, а не на мысе Хобой. Так и туристам будет интересно и природа будет сохраняться.

Справка:
По замыслу скульптора, в композиции зритель сможет увидеть историю жизни этого дерева: от ростка, пробившегося из береговой гальки, несмотря на страшные ветра, до седого столетнего засохшего ствола, с корявой корой, в глубоких бороздах которой угадываются черты старика - мифического «Хранителя Байкала» или шамана-бурята в облачении и короне из рогов сакрального животного.

«На мысе Хобой растительность уже вытоптана толпами туристов - надо восстанавливать и беречь, а не усугублять», - написала в социальной сети пользователь Татьяна Паскина.

Инициаторы же уверены, что установка скульптуры несет в себе только позитивные изменения, о чем красочно написали в своем пресс-релизе:

   
   

«Со временем вокруг скульптурной композиции, около ее подножия могут проходить мероприятия, связанные с народным искусством, располагаться временные выставки и концертные площадки, сделав культурный проект, таким образом, центром экотуризма».

Уникальная природа Ольхона находится под угрозой от воздействия природы и человека, и об этом сторонники художника не могут не знать. Поверхность острова страдает от песчаников, здесь нет асфальтированных дорог и автомобили способствуют разрушению ландшафта. Так же воздействуют на природу острова и люди. При отсутствии обустроенных троп, вытаптываются уникальные байкальские растительные эндемики.

Такие выводы делаются защитниками Байкала по наблюдениям за двумя установленными памятниками на Малом море (при въезде на переправу на остров). Монументальные скульптуры «Орел» и «Бродяга» привлекают большое количество туристов. Например «Орел» стоит в отдалении от автомобильной дороги и в настоящий момент к нему ведет более десяти съездов по степи. Надо ли говорить, что от такого воздействия степь разрушается, погибают уникальные растения, а песок распространяется на большие площади?

Ольхон. Шаманский мыс. Фото: АиФ/ Антон Андреев

«Скульптуры и кресты в священных местах появляются только тогда, когда человек перестаёт видеть Бога и Красоту без посредников. В задачу культуры входит защита людей и формирование поля этики. Если говорить о Даши, то можно было бы предложить ему сделать ворота на переправе к острову, проезжая через которые, каждый понимал бы что въезжает в особое пространство. У скульптуры на мысе Хобой нет никакого послания и пользы кроме пафоса и самовыражения, а они, как известно до добра не доводят», - прокомментировал режиссер Петр Немой.

На «высшем» уровне

Споры возникли даже между служителей культа. Например, в шаманском центре «Тэнгэри» уверены, что если скульптура будет установлена с разрешения божеств, то никакого вреда природе она не нанесет. Даже провели большой обряд-тайлаган при личном присутствии Даши Намдакова и попросили благословления богов.

Другие шаманы выступают резко против, мотивируя свою позицию тем, что мыс Хобой сам по себе является памятником и лишний раз нарушать красоту, созданную природой, не стоит.

Так или иначе, но установка любых объектов на острове должна быть согласована с Министерством природы, куда до сих пор никаких предложений об установке не поступало. К тому же, Хобой и его окрестности относятся к зоне хозяйственного назначения, на этой территории не предусмотрено строительство скульптур или других подобных объектов.

Ситуацию прокомментировала природоохранная организация «Заповедное Прибайкалье», куда уже поступило множество обращений от граждан:

«Администрация «Заповедного Прибайкалья» не против появления в Прибайкальском нацпарке скульптуры Даши Намдакова, но для ее установки необходимо выбрать подходящее место. Место, которое соответствовало бы всем нормам законодательства и одновременно было бы достойным объекта, имеющего глубокое духовное и культурное значение».

Тем временем инициаторы установки не рассматривают возможности переноса памятника и уверены, что это вопрос времени и согласования. Уже на следующей неделе «Заповедное Прибайкалье» проведет встречу представителями скульптора, во время которой  намереваются обсудить все детали и сакральные смыслы возможного культурного объекта.

Смотрите также: