Сижу в огромном зрительном зале Иркутского драматического театра имени Охлопкова, через пять рядов от меня - его директор, ещё через пять - главный режиссёр. Больше в зале и нет никого: роскошные синие кресла укрыты белой тканью. В условиях эпидемии сдача большой новогодней премьеры выглядит именно так.
Только на сцене, которая превращается то в таинственный лес, то в шикарный дворец королевы, то в простую русскую избу, кажется, нет и никогда не было никакого вируса. Там - её величество сказка. К Новому году и Рождеству «охлопковцы» поставили «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака.
С Новым годом! И с первым апреля!
- Мы ввязались в этом спектакле в историю с новыми технологиями, - говорит перед премьерой главный режиссёр театра Станислав Мальцев, а спустя десять минут мы уже видим эти технологии в действии: из двенадцати братцев-месяцев только одного играет актёр. Это Январь, он же Дед Мороз, в исполнении Ивана Гущина. Остальные его братья - виртуальные. Они машут нам и поют с экрана, но это ничуть не уменьшает, а наоборот, усиливает эффект присутствия зрителей в том сказочном лесу.
Как говорит режиссёр, новое оборудование - это только «гарнир», лишь помощь, чтобы сделать сказку более эффектной.
- Всё живое тянется к живому, главное, чтобы у нас с артистами получилось сделать так, чтобы маленьким зрителям была понятна главная идея сказки, её рождественский мотив. Всё-таки Маршак родился ещё до революции, он был человеком, знающим Библию. Он писал «Двенадцать месяцев» во время Великой Отечественной войны и вкладывал туда очень глубокие смыслы, понятные даже детям, - говорит Станислав Мальцев. - Важно не просто веселить и забавлять детей и родителей под Новый год, но и напоминать им о вечных ценностях.
Одна из них: человек всё время пытается бороться с природой вместо того, чтобы слушать её и жить с ней в гармонии. Не зря, когда молодая королева заявляет о том, что издаст новый закон природы, чтобы после декабря сразу наступил апрель, её профессор кричит, что это невозможно. А глашатаи, которые объявляют о капризе царской особы, заканчивают своё сообщение ироничным поздравлением: «С новым годом! И с первым апреля!».
«Охлопковцы» «зашили» в сказку «изюминки», которые сделают её ярче и веселее для взрослых. Например, посол Западных держав прибывает на приём королевы в модном голубом парике и разговаривает с французским акцентом. Кстати, костюмы артистов стоит отметить особо: почти все наряды персонажей сказки объединяет общая деталь - объёмные рукава, которые, кажется, делают всё происходящее на сцене ещё более лёгким и воздушным, будто припорошённым свежим снегом.
На вопрос, тяжело ли было артистам влиться в постановочный процесс после почти годичного перерыва, Станислав Мальцев отвечает:
Правда, когда зрители и артисты всё-таки встретятся, пока неясно. Власти региона примут решение уже после праздничных выходных, поэтому новогоднюю сказку в драмтеатре поставили так, чтобы её можно было показывать хоть на Масленицу. Для этого Январю, который открывает спектакль, просто напишут подходящий к моменту текст, ведь немного новогоднего чуда не помешает даже весной. Не зря же в сказке есть те самые строчки: «С новым годом! И с первым апреля!»