«Стесняются языка и крови». Как сохранить умирающую культуру Тофаларии?

Тофы не говорят на своем языке. Они его стесняются. © / Иркипедия.ру

Супруги Юрий и Наталья Анциферовы - русские, но в поселке Алыгджер Тофаларского муниципального образования их называют главными тофаларами. Свою жизнь Анциферовы посвятили сохранению культуры и быта этого необычного народа, численность которого неумолимо сокращается.    
   

Наталья Кирилловна руководит этно-культурным центром, Юрий Иванович работает там научным сотрудником, а в своё время был главой посёлка Алыгджер. Искорками своего энтузиазма они поддерживают в тофах угасающий интерес к национальным традициям и обычаям. Как рассказала Наталья Кирилловна в интервью «АиФ» в преддверии 9 августа, Международного дня коренных народов мира, чтобы спасти уникальную тофаларскую культуру от забвения, нужно, чтобы уважение к ней воспитывалось в представителях народа с детства. На творческие занятия в свой этно-культурный центр в поселке Алыгджер она старается привлечь тофов от мала до велика.

Наталья Анциферова. Фото: Из личного архива

Жениться на свох не в моде

Досье:
Наталья Анциферова родилась в Тофаларии. С 1991 года руководит этно-культурным центром в п. Алыгджер. Более 20-ти лет посвятила тому, что по крупицам собирала и восстанавливала традиции культуры и быта тофаларского народа. Ей удалось широко и полно представить его самобытность жителям Иркутской области. Её воспитанники регулярно занимают призовые места на творческих фестивалях страны и региона.
Светлана Латынина, «АиФ-Иркутск»: - Наталья Кирилловна, в Иркутской области проживает 667 тофаларов, говорит нам статистика, но всем известно, что чистокровных их осталось вовсе несколько десятков. Вы родились в Тофаларии, хорошо знаете эту территорию и её людей, расскажите, сами тофы заинтересованы в сохранении своего народа?

Наталья Анциферова: - Вы знаете, если тофалар женится, то почему-то на русской, или тофаралка выходит замуж за русского. У них не заведена, как, например, у бурят, традиция создавать семьи из представителей своего народа. Они не стремятся сохранить свой род, не задумываются об этом. Вот в чём беда.

Носители тофаларского языка ещё есть, но нет таких семей, в которых бы на нём говорили дома. Дети его учат в школе, но недолго, и, вы представляете, они его стесняются!

- Широко распространено мнение, что советская власть буквально сломала этот народ, когда кочевники-оленеводы были вынуждены стать членами колхозов. Вы согласны с мнением, что этот коренной перелом в их жизни не самым лучшим образом на них отразился?

- Действительно, говорят, что зря в советское время тофаларов вынудили осесть на одном месте, отучили их от кочевого образа жизни. А я считаю, что это было верное решение. Не сделай этого, сколько бы их голодных кочевало по тайге, они же целыми семьями умирали. Жили бы сейчас в юртах в холоде, а их приучили к хозяйству, научили коров доить, в домах жить.

   
   

Но вот когда их как коренной малочисленный народ перевели на государственное содержание, обеспечив разными льготами, этим и разбаловали, я считаю. Детский сад - бесплатно, высшее образование - бесплатно, дома помогают строить, им особо ни о чём думать не надо. Теперь многие из них и работать не хотят. Конечно, в Тофаларии существует серьёзная проблема с рабочими местами, у нас в Алыгджере из организаций только бюджетные - школа, детсад, дом культуры, наш этно-культурный центр, больница, администрация, почта. Люди выживают благодаря тайге и животноводству, пожилые пенсию получают. Безработных много, возможностей для заработка мало, но и желающие работать, откровенно говоря, толпами не ходят.

Алыгжер. Фото: Иркипедия.ру/ Алексей Головщиков

Кто, если не мы

- Тяжело быть хранительницей национальных традиций народа, который так пассивен?

- Я не думала о том, тяжело или нет, потому что считаю это своим долгом. Я родилась и выросла на этой земле, мои родители дружили с тофаларами.

В любом случае необходимо эту культуру поддерживать, «тянуть», надо, чтобы она процветала и оставила достойное наследие будущим поколениям. Если сегодняшнему поколению ничего не нужно, может быть, другое, наоборот, сможет этим достоянием грамотно пользоваться, вспоминая и почитая предков. Стариков надо помнить. Я всегда говорю: мы должны жить настоящим, не забывать о прошлом и думать о будущем.

Жалко, что старики уходят из жизни, старшее поколение тофаларов ещё ценит традиции своего народа, а вот молодёжь ими не интересуется. В нашем фольклорном ансамбле «Дыырак ибилер» («Быстроногий олень») есть старожил, ему 80 лет, он на каждом празднике зрителям сказку рассказывает, и с каждым годом он всё интереснее и веселее становится!

А молодёжь, я, можно сказать, заставляю знакомиться с обычаями предков и заниматься саморазвитием. К нам дети с пяти лет ходят, все занятия бесплатные, материалами мы их сами обеспечиваем, лишь бы без дела не сидели. В кружках 60 человек занимаются декоративно-прикладным творчеством, делают изделия из берёсты, меха, кожи, создают амулеты, обереги, картины. В фольклорном ансамбле танцуют, поют на тофаларском языке. Регулярно выезжаем на всероссийские фестивали. Первый раз ездили в 2008 году - в Москву, и сразу же получили золотую медаль Всероссийского выставочного центра.

Фото: Из личного архива

Иногда от тофаларов слышу упреки в свой адрес за то, что настойчиво призываю их к творческой деятельности, но не обижаюсь. Мы с Юрием Ивановичем, наоборот, защищаем их. Вот говорят, что тофы пьют, потому и живут в такой депрессивной среде. Но русские ведь тоже пьют.

Кстати:
Коренными и малочисленными народами в Иркутской области являются тофы и эвенки Последних насчитывается порядка 1 тыс. 200 человек. Эти народы живут в труднодоступных уголках региона - Катангском, Казачинско-Ленском, Качугском, Нижнеудинском, Бодайбинском, Усть-Кутском районах.

- Обычно корни все равно дают о себе знать, гены как-никак сильнее человека. Неужели инстинкты, присущие этому народу, у тофаларов так сильно притупились?

- Дело в том, что произошло очень серьёзное смешение кровей. Но всё-таки связь с предками, надо полагать, ещё не оборвалась, иногда это видно по поведению современных тофов. Вот у нас в посёлке живёт один тофалар, молодой, а в юрте готов поселиться. Им по линии соцзащиты дома строят, а он в бане обосновался, она маленькая, ему там уютно, печку натопит и не надо ему никаких больших комнат. А раньше тофалары не могли в домах жить долго, надо, чтобы обязательно юрта в ограде стояла.

Некоторые в город уезжают, но возвращаются. Ищут лёгких путей, а в городе надо работать. Из молодёжи кто уезжал, все вернулись. А некоторым, особенно парням, тяжело из-за того, что без тайги жить не могут.

Боевое настроение

- Не думали о том, что когда-то отпадёт необходимость сохранять эту культуру, потому что народа не станет?

- Ни в коем случае! Надо бороться все время, обновлять народ.

Я сейчас пытаюсь их заставить шкуры выделывать. Уверена, что необходимо к этому ремеслу возвращаться, хочу, чтобы они обувь, одежду научились себе шить. Эта мысль меня не покидает! Мы дорогущую швейную машинку в центр купили, а мне хочется, чтобы они шили вручную. Я себе такую задачу поставила и намерена её выполнить, потому что всё в жизни реально, надо только стремиться к цели.

Мужское население, конечно, и сейчас выделывает шкуры. Убивают изюбря, кабана, кабаргу. Но процесс, как принято говорить, модернизировали, они даже возят с собой в тайгу минидвижки, и сидят шьют себе чуньки. А раньше какие полотна вручную делали, чтобы юрту покрыть! У тофов же летом берестяной чум был, а зимой меховой - из оленьих шкур.

- В обществе принято считать, что во всех проблемах народа всегда виновата власть. А что она должна сделать, чтобы встряхнуть тофов? Как донести до них национальную уникальность, которая не должна восприниматься ими как повод для получения материальных преференций?

- Я думаю, не столько власть должна пробудить народ, сколько в первую очередь ему самому необходимо осознать, для чего он живёт, в чём нуждается и чего хочет. А пока получается, что мы ему навязываем свой оптимизм и активную жизненную позицию. Очень много зависит от самих людей, они должны найти стимул к действиям. Мы со своей стороны можем только помочь, подставить плечо на этом пути включения сознания. Например, нужно обеспечить соответствующее образование, ведь, например, у нас в этно-культурном центре даже не все учителя ещё побывали. Это неприемлемо. Пока люди сами не захотят изменить свою жизнь, никто за них это не сделает.