Суровый Братск, молодой Ангарск, величественный Байкал и, конечно же, Иркутск – все они в разные годы становились местами съёмок кинофильмов. Это и серьёзные ленты об экологических проблемах, и психологические триллеры, и исторические картины, и комедии. irk.aif.ru рассказывает о некоторых из них, снятых с 1960 по 2023 годы.
Ангарск. «Русский сувенир» (1960)
Малоизвестную работу классика советского кинематографа Григория Александрова с Любовью Орловой в главной роли ещё в советские годы критиковали за обилие идеологических штампов и не самый сильный сюжет про перевоспитание иностранцев. Однако важным фактом является то, что часть сцен ленты была снята в Ангарске – тогда ещё совсем молодом городе. Можно заметить кадры со старыми кварталами, центральной площадью города и «Ангарскими воротами».
По сюжету самолёт, летевший из Москвы во Владивосток, совершил вынужденную посадку на берегу Байкала. Среди пассажиров – классический набор карикатурных иностранцев: например, миллионер из США и итальянская графиня. Они попадают в новый сибирский город, видят строительство электростанции и даже запуск ракеты на Луну. После этого их представление об СССР кардинально меняется.
Байкальск. «У озера» (1969)
Город на берегу Байкала стал местом съёмок фильма, посвящённого экологическим проблемам и сохранению озера Байкал, – но есть в картине и место любви и романтике. Снял её режиссёр Сергей Герасимов, а в числе исполнителей главных ролей – Наталья Белохвостикова, Василий Шукшин и Олег Жаков. В 1970-е годы фильм стал лучшим по версии журнала «Советский экран».
60-е годы XX века. Учёный-байкаловед, прототипом которого стал Михаил Кожов, изучает уникальную природу озера и воспитывает дочь Лену. Внезапно к берегам Байкала приезжают промышленники, которые собираются построить здесь целлюлозно-бумажный комбинат. Учёный и его сподвижники активно выступают против строительства предприятия, отходы которого могут испортить уникальную экосистему этих мест. А Лена тем временем влюбляется в немолодого директора будущего комбината…
Берега Байкала. «Звезда пленительного счастья» (1975)
Двухсерийный художественный фильм режиссёра Владимира Мотыля с известными актёрами в ведущих ролях: Ирина Купченко, Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Игорь Костолевский и другие. Повествует картина о судьбе декабристов и их жён. В основе сюжета лежат истории Волконских, Трубецких и Анненковых. Ряд ключевых сцен картины был снят в Иркутской области.
Например, встреча княгини Трубецкой с губернатором на самом деле проходит в иркутском Доме актёра – старинной усадьбе, которая находится неподалеку от драмтеатра и сейчас закрыта на реставрацию. В эпизодах ссылки можно узнать виды Урика. А на Байкале снимались сцены встречи жён с сосланными декабристами. Съёмки проходили в Листвянке и Слюдянке. Для полноты картины на берегу озера даже с нуля построили деревянный острог.
Иркутск. «Солнечный ветер» (1982)
Шестисерийная драма Ростислава Горяева о буднях учёных-физиков. Главные роли исполнили Анна Каменкова, Валерий Сергеев, Николай Ерёменко-младший и Нина Ургант. По сюжету главная героиня пресыщается достойной, но малоинтересной должностью в конструкторском бюро и решается переехать с возлюбленным в Иркутск. Там она начинает работать над инновационным исследованием, для чего ей приходится отказаться от должности инженера и устроиться простым лаборантом...
В Иркутске сняли множество эпизодов многосерийного фильма. Можно узнать улицу Урицкого, драмтеатр имени Н. П. Охлопкова, район железнодорожного вокзала, Вечный огонь. Также в съёмках принимали участие реальные учёные из местного Академгородка.
Музей «Тальцы». «Сны о России» (1992)
Картина российско-японского производства основана на реальных исторических событиях, связанных со взаимоотношениями Российской империи времён Екатерины II и отношениями и Японии времён сёгуната Токугава. Главные роли сыграли Марина Влади, Олег Янковский, Юрий Соломин и другие. Съёмки проходили в тогда только зарождавшемся архитектурно-этнографическом музее «Тальцы», который призван был изображать деревню конца XVIII века. Тогда на территории было не так много экспонатов, поэтому специально для съёмок туда перенесли ещё несколько зданий со всего региона – например, Троицкую церковь из Жигаловского района.
Японский корабль потерпел крушение у Алеутских островов – однако, добравшись до Охотска, моряки столкнулись с проблемой: для их возвращения на родину необходимо письмо иркутского генерал-губернатора. Добираться до города японцам пришлось самостоятельно.
Остров Ольхон. «Млечный путь» (2015)
Фильм, снятый Анной Матисон в родном для неё Иркутске. В главной роли – Сергей Безруков. Также засветились Валентин Гафт, Владимир Меньшов и другие. По сюжету фильма главный герой решается на развод с женой. Однако перед тем, как пойти в ЗАГС, супруги отправляются на остров Ольхон, чтобы вместе с детьми отметить Новый год на Байкале...
В начале картины можно заметить виды сквера Кирова и центральных улиц Иркутска. А в одной из сцен герой Безрукова сидит в кафе с пианистом Денисом Мацуевым. Но большая часть съёмок проходила на Ольхоне, где снято немало красивых кадров с видами местной природы. Правда, тогда многие иркутяне заметили, что герои картины свободно перемещаются по байкальскому льду в декабре, в то время как встаёт он, как правило, в феврале-марте.
Братск. «Подвал господина Гринберга» (2023)
Северная столица региона стала локацией для съёмок кинокартины с известными российскими актёрами весной 2022 года. Фильм полностью был снят в Братске – частично на натуре, частично в павильонах. Несмотря на то что для режиссёра Андрея Паюкова эта лента стала дебютом в большом кино, ему удалось уговорить сняться многих знакомых массовому зрителю артистов. Это, например, Агата Муцениеце, Влас Зубов, Дарья Эгерман и другие.
Фильм снят в жанре психологического триллера. Сюжет прост: в какой-то момент в провинциальном городке начинают пропадать девушки. Полиция разводит руками. В качестве единственного подозреваемого выступает нелюдимый Артур Гринберг, живущий за городом, – именно его видели с одной из жертв перед её исчезновением. Однако дело оказывается более запутанным, чем кажется на первый взгляд.