Вселенная – женщина. Почему у эвенков в семье главенствует женщина?

По традиционному костюму эвенков можно изучать историю народа, его обычаи и культуру. © / Екатерина Лобан / АиФ

Искусно сшитые из меха и ровдуги (замши) традиционные костюмы оленеводов - жителей суровой и красивой тайги, богато декорированные разноцветным бисером коврики-кумаланы, меховые сумки-мешочки, нарядные куклы, переливающиеся на солнце украшения…

   
   

Каждая вещь на выставке мастериц эвенкийского культурного центра «Нэлкинэй», которая проходит сейчас в Ремесленном подворье, как книга: «читаешь» и знакомишься с удивительной культурой коренного северного народа - эвенков.

Интересные, самобытные работы привезли в Иркутск из далёкого таёжного села Ербогачён Катангского района, где по сей день сохранились эвенкийские стойбища, почти не изменившие старинный уклад жизни. Экспонатов в сельской коллекции не так много, зато каждый - уникальный, выполнен в единственном экземпляре.

Узоры предков

Главная тема узоров на всех изделиях - солнце и олень. Солнце олицетворяет добро, приносящее людям тепло. Олень - батюшка, он кормит, поит, даёт одежду и жильё, кость - на оружие, жилы и шкуры - для шитья, мясо - для приготовления пищи.

Чаще всего образ солнца передают национальные коврики эвенков - кумаланы, выполненные из оленьих шкур с чередованием светлых и тёмных фрагментов. Кумалан чаще всего круглой формы, но бывает и большой в виде восьмёрки - на нём можно прилечь в полный рост. Такой ковёр шьют из двух или четырех шкур лобовины оленя или лося, на окантовку и детали идут кусочки меха рыси, лисицы, соболя, а также бисер.

«Раньше семья могла за одну красивую бусину выменять целого оленя. Кумалан всегда считался мерилом достатка и благополучия. Большие ковры расстилались в передней части чума для гостей, самые красивые передавались девушкам и были важной частью приданого», - говорит руководитель эвенкийской мастерской декоративно-прикладного искусства «Нэлкинэй» Алла Шеметова.

В современном быту кумалану тоже нашли применение - теперь это нарядное панно, а если добавить циферблат, то часы с национальным колоритом.

   
   

У аккуратных сумочек-мешочков из меха белки, ондатры и соболя, которые легко вписываются в гардероб любой модницы, тоже есть свой народный прототип: из такого мешочка хозяйка-эвенкийка кормила оленей их любимым лакомством - солью.

Часто на выставках эвенкийских мастериц просят продать то или иное изделие.

В современном быту коврик из оленьих шкур используют как панно. Фото: АиФ

«Мы, как правило, отказываем: в работу вложено столько времени, сил, души, наконец, что её себестоимость очень велика, никто за такие деньги не купит», - шутит мастерица. Например, на изготовление традиционного костюма уходит несколько месяцев: сначала надо раскроить, подобрать ткань, аксессуары для отделки, чтобы они совпадали по цвету, фактуре, потом расшить бисером и задекорировать тесьмой, мехом. С материалами, кстати, сейчас туго. Как бюджетное учреждение, мы не можем приобрести мех, кожу у простых охотников, потому что у них нет отчётной документации. Выкручиваемся, как можем, лесники несут нам любые обрезки, дарят целые шкурки пушного зверя.

С каждым годом всё меньше и мастериц, которые владеют старинными техниками и секретами. Бабушки уходят, а дочки уже ничего не умеют, потому что в период их молодости, когда
обычно осваиваешь разные ремёсла и виды творчества, всё это было немодно, несовременно. Теперь же, когда молодёжь вроде бы тянется к своим корням, уже многое утеряно.

Полный матриархат

Выставку назвали «Вселенная - женщина», причём не потому что на ней представлено много женских костюмов, украшений и аксессуаров. В название заложен более глубокий смысл. Дело в том, что у эвенков матриархат, когда за всё отвечает женщина. Её авторитет в общине непререкаем.

Кроме традиционных обязанностей хранительницы домашнего очага: воспитания детей, приготовления пищи, поддержания чистоты и создания уюта в жилище - эвенкийка с лёгкостью справлялась и со множеством совершенно не женских, в понимании современного человека, занятий. Она занималась выделкой шкур и пошивом из них верхней одежды, унтов и шапок, сбором и обработкой бересты, из которой делала посуду и тиски (покрытие для лодок и чумов из проваренной в пресной воде бересты). Также женщина вьючила караван и вела его по определённому маршруту на место стойбища. Сама ставила чум (расчищала площадку в лесу, рубила жерди) и разжигала очаг.

«Мужчина у эвенков лишь охотник, добытчик, но если у женщины нет сильного плеча в виде супруга или сына, то она и с таёжным промыслом легко справится: и зверя добудет, и рыбы наловит», - добавляет Алла Леонидовна.

Наравне с мужчинами женщина могла становиться и посредником между миром людей и духов - шаманом. Кстати, главное божество в религиозной культуре эвенков тоже женщина. Это Буга (Бува, Боа) - добродушная сгорбленная старушка, олицетворяющая собой весь видимый мир. Даже к сакральным предметам и местам эвенки обращаются по женскому роду: бабушка Огонь, мать Река.

Пытались спасти, но развратили

Сейчас в Катангском районе проживает несколько сотен эвенков, большинство, конечно, обрусели, «осовременились» и забыли традиции предков. Сохранилось лишь одно село Тетея, где до сих пор действует два оленеводческих стойбища - это, пожалуй, последний островок эвенкийского быта и культуры в реальной жизни.

«Но супруги, которые держат стойбище, уже преклонного возраста, все надежды они возлагают на сына. Он живёт вместе с родителями, помогает им и готов продолжать семейное дело. Парень ещё не женат, и, боюсь, не каждая девушка согласится поехать жить в тайгу к мужу», - добавляет Алла Шеметова. По её словам, с каждым годом молодым людям всё сложнее создать эвенкийский брак - чистокровных эвенков осталось мало, поэтому приходится это насаждать отчасти искусственно. Каждый год из Катанги отправляют несколько человек в молодёжный палаточный лагерь «Байкальский аргиш», который собирает на побережье Байкала эвенков из Бурятии, Якутии, Амурской и Иркутской областей, Красноярского и Забайкальского краёв и является своеобразным клубом знакомств для ребят. Юноши и девушки участвуют в различных конкурсах, квестах, мастер-классах, завязывают дружбу, которая нередко перерастает в брак.

«Например, наш парень из Ербогачёна так «умыкнул» невесту из Бурятии, девушка переехала за мужем, сейчас работает хореографом у нас в доме культуры», - рассказывает Алла Леонидовна.  В том, что малочисленные народы исчезают, виноваты все мы, считает руководитель культурного центра. Свою роль сыграло так называемое окультуривание.

В работах используется натуральный мех, замша и бисер. Фото: АиФ/ Екатерина Лобан

«Мы пытались спасти эвенков, но развратили их и отучили от традиционного уклада жизни, - поясняет Алла Шеметова. - Раньше ребёнок рождался и жил в тайге, с раннего детства знакомился с дикими обитателями леса, потом начинал помогать родителям в домашнем хозяйстве, на охоте, рыбалке. Учителя ездили по стойбищам и учили детей на месте, сейчас всех ребят переселили из тайги в посёлок, определили в интернаты на полное государственное содержание. После окончания интерната юные эвенки, как правило, не желают возвращаться к родителям. Было такое: дети и взрослые стыдились, что они эвенки, даже отказывались выступать в сценических костюмах своего народа. По этой же причине мы почти потеряли эвенкийский язык. Чистую речь сейчас можно услышать только от представителей старшего поколения. В школе эвенкийский язык начали преподавать совсем недавно, и то факультативно».

Кстати

9 августа отмечается Международный день коренных народов. В честь этого праздника в 130 квартале состоятся народные гуляния с ярмаркой, мастер-классами, выступления хореографических и вокальных коллективов - представителей коренных народов Сибири.

Помощь

Вместе с мастерами центра «Нэлкинэй» из Катангского района на выставку «Вселенная - женщина» должны были привезти свои работы и представители ещё одного малочисленного народа - тофов. Однако из-за сильнейшего наводнения, которое Тофалария встретила первой, были утеряны почти все экспонаты местного культурного центра.

Областной дом народного творчества решил помочь коллегам восстановить свою коллекцию и объявил сбор материалов, которые используются в декоративно-прикладном творчестве. Приносить можно кожу, мех (подойдут старые меховые шапки, шубы, голенища от сапог, старые унты и т.д.), а также бисер, ткани, тесьму. Все материалы принимают в Ремесленном подворье, расположенном в 130 квартале (ул. 3 Июля, 17а).