Живые ремёсла. Что помогает коренным народам сохранять самобытность?

В Иркутске красочно отметили Международный день коренных народов. © / Екатерина Лобан / АиФ

«Это индейцы?» – громко поинтересовались две школьницы, увидев два десятка своих сверстников в ярких национальных костюмах песочного цвета, украшенных красно-зелёным орнаментом и меховыми манто. К сожалению, юные особы поняли, что перед ними эвенки, лишь когда ведущая объявила эвенкийский танцевальный ансамбль «Дылакчан», специально приехавший в Иркутск из села Ербогачён Катангского района.

   
   

Артисты прилетели на праздник в честь Международного дня коренных народов. Провести его в этом году решили 9 августа в 130-м квартале. Весь вечер там знакомили зрителей с культурой и традициями аборигенов Сибири – эвенков, тофов и бурят. Организаторы и участники концерта только расставляли оборудование и готовили реквизит, а вокруг импровизированной сцены уже толпились десятки прохожих и туристов, желающих посмотреть на выступления самобытных коллективов в искусно декорированных костюмах. Тут же работала выставка-ярмарка, на которой мастера представили всё богатство ремёсел коренных народов: украшения, обереги, панно, авторские куклы. Все изделия выполнены вручную и только из натуральных материалов – дерева, камня, кожи, меха, кости, конского волоса, ткани и металла. 

Лучше один раз попробовать…

Для желающих в буквальном смысле прикоснуться к древней культуре и самостоятельно смастерить сакральную вещицу, на празднике организовали несколько мастер-классов. Например, председатель иркутского этнокультурного центра народов севера Евгения Гомбоева учила детей и взрослых шить маленькую эвенкийскую обереговую сумочку, в которой можно хранить ценную монету, засушенную траву (тогда это будет саше), амулет, иконку – словом, всё, что дорого для человека.

Эвенкийская обереговая сумочка. Фото: АиФ/ Екатерина Лобан

«Сумочка обязательно должна быть украшена вышивкой из бисера в традиционных цветах эвенков – это жёлтый, красный, зелёный и сочетание белого с чёрным, символизирующее оленью тропку, – рассказывает мастер. – Именно вышивка оберегает содержимое сумочки-мешочка от злых духов: считается, что вся нечисть «запирается» в отверстиях бусин».  

Коренные эвенки шили обереговые мешочки из специально выделанных оленьих шкур – ровдуги, наши современники используют в основном ткань «под замшу», слишком уж трудоёмкий процесс по изготовлению ровдуги.

Познакомились участники праздника и с такой интересной техникой графического изображения, как гравюра. Это печатный оттиск на бумаге с пластины, на которой вырезан древний орнамент или сюжет из жизни коренных народов Сибири. Этот мастер-класс особенно заинтересовал туристов из Китая. Не зная русского языка, они отлично понимали педагога – иркутского художника Сергея Писарева, ловко раскатывали валиком краску по поверхности заготовки с изображением охотника-эвенка, прижимали её к бумаге и старательно водили сверху простой столовой ложкой, чтобы картинка хорошо пропечаталась.

Туристы из Китая учились делать гравюры с сюжетами из жизни коренных народов Сибири. Фото: АиФ/ Екатерина Лобан

За соседним столом вовсю кипела работа по созданию бурятского оберега из конского волоса.

   
   

«По конскому волосу боги верхнего мира спускали на землю счастье, удачу и богатство, – учит мастер из Центра народных промыслов посёлка Усть-Ордынский Екатерина Осипова. – Он имел магическую силу – очищал жилище от злых духов. Верёвкой из конского волоса обвязывали бурятскую юрту, это значило, что при входе человек очищается и не несёт в дом негативную энергию. Кроме того, в каждом доме был оберег из конского волоса. Его размещали на входе, возле очага, либо над люлькой ребёнка – от сглаза. Сейчас такие обереги тоже используют, но чаще всего их вешают в автомобиле либо применяют для украшения настенных панно – получается интересный аксессуар, который обладает магической силой». 

Произведения искусства из конского волоса

Плетут из конского волоса и картины в технике гобелен. Этим ныне забытым бурятским ремеслом владеют немногие. Екатерина Осипова и её супруг Ефим – самые известные в Иркутской области мастера. Их картины хранятся в частных коллекциях по всей России. Это и маленькие панно, и огромные картины в человеческий рост с изображением сюжетов из бурятского эпоса. Стоят такие произведения искусства недёшево: небольшое панно – 3-4 тысячи рублей, ковёр размером два на три метра – 30-40 тысяч.

Чтобы сплести гобелен из конского волоса, нужно обладать недюжинным терпением. На изготовление большого ковра обычно уходит несколько месяцев. Самый трудоёмкий процесс – это подготовка материала. Сначала конский волос чистят, моют, сушат на солнце, потом прядут из него пряжу с помощью обычного веретена и только затем ткут картину на станке.

И через сто лет картины из конского волоса будут выглядеть как новые. Фото: АиФ/ Екатерина Лобан

«Чем тоньше нить, тем чётче и детальнее изображение на готовом изделии, – поясняет Екатерина. – У конского волоса тысячи оттенков, на полотне они сливаются в единый сюжет и при разном освещении играют разными цветами».

По словам художника, фактура волос из гривы и хвоста отличается, но для работы подходят и те, и те. Сложнее всего подобрать для картины волосы ярко-белого цвета, почему-то они в природе встречаются редко. 

Чтобы оценить гобелен, его нужно не только увидеть, но и потрогать. На ощупь он шероховатый и немного колючий, такой ковёр можно легко использовать как массажёр.

Удивительно, но картины из конского волоса неподвластны времени, их не ест моль, они не выцветают, и даже через сто лет полотна выглядят как новые.

Все желающие могли приобрести сувениры с национальным колоритом. Фото: АиФ/ Екатерина Лобан

Комментарий

Ольга Ращенко, заведующая отделом «Ремесленное подворье» Иркутского областного Дома народного творчества:

«Нередко мастера декоративно-прикладного искусства, работающие в традиционных техниках коренных народов Сибири, грешат тем, что делают изделия несколько на современный лад – так сказать, на потребу дня. Понятно, что такие работы быстрее раскупаются туристами или просто любителями сувениров с национальным колоритом. Но всё же ценность традиционных бурятских, эвенкийских и тофаларских ремёсел заключается именно в точном воспроизведении старинных техник, орнаментов и узоров. Да, такие изделия сложнее продать, потому что это, как правило, утилитарные вещи, которые использовались нашими предками в быту каждый день – посуда, обереги для дома, национальная одежда, коврики, мешочки для трав, пороха. Но они несут более глубокий смысл, по ним можно изучать историю народа, его обычаи, культуру.

Созданные во многих городах и посёлках Иркутской области этнокультурные центры как раз призваны сохранять и передавать молодому поколению все тонкости и секреты старинных народных ремёсел. Мастера здесь не просто творцы, они краеведы, историки, фольклористы, работающие по строгим канонам. Во многом благодаря им мы не теряем связь с предками, помним и чтим традиции наших сибирских коренных народов – эвенков, бурятов и тофов».