О том, как развивается киноиндустрия в Иркутской области, рассуждает иркутский режиссёр, продюсер, кинооператор и фотограф Николай Тарханов.
В меру «столичности»
Андрей Москов, «АиФ-Иркутск»: - Николай, в Иркутск со своими фильмами зачастили кинемато-графисты-любители из соседней Бурятии. Такое ощущение, что там любой, у кого есть камера, может объявить себя киностудией. Такое кино не убивает кинемато-граф как таковой?
Николай Тарханов: - Баланса ради скажу, что и Чарли Чаплин снимал, как бог на душу положит. Теорию современного киномонтажа вывели позже - кстати, наш Сергей Эйзенштейн. Он систематизировал весь киношный опыт, и можно сказать, что с него и началось осознанное кино. А раньше оно и называлось-то «иллюзион», люди ходили туда, как в цирк, просто поглазеть.
А бурятские фильмы я все отсмотрел - есть неплохие. Да, где-то картинка - ерунда полная, да - монтаж местами кривой, но главное, что ребята не боятся делать, и есть довольно интересные режиссёры. Баир Дышенов, например: у него очень философские работы.
- Почему в Иркутске такого кинобума нет?
Нет, разумеется, у нас есть местное кино - целая «упаковка» молодых ребят, которые стали довольно активно и успешно снимать! Например, Настя Зверькова, которая осознанно поехала в Москву, чтобы закончить высшие курсы режиссёров и сценаристов. Вернулась - снимает. Василий Медведев - тоже курсы закончил и делает кино. Но, наверное, первое место по праву за Юрием Яшниковым с его «Похабовском». Это моё личное мнение - субъективное, хотя и отчасти профессиональное, «испорченное» ВГИКом. Любитель сделал в Иркутске то, чего не смогли сделать профессионалы.
Великий обманщик
- В Иркутске были профессиональные кинематографисты?
-Восточно-Сибирская студия кинохроники входила в мощнейшую сеть документальных студий страны! Это была крутая база, здесь работали даже специалисты из Москвы и Ленинграда. Но в 90-х
экономическая система страны рухнула, и этим людям, которых до 40-45-лет финансировало государство, просто сказали - давайте, сами зарабатывайте. Кто-то не смог и ушёл, кто-то банально спился, не сумев применить свой вагон знаний, другие кинулись снимать рекламу и зарабатывать деньги. А вот кино в Иркутске, как индустрия, даже не стало рассматриваться.
- Может, потому что документальные фильмы априори не прокатные, не кассовые?
- В том-то и дело, что прокатные! В детстве я очень часто ходил в кинотеатры, и перед каждым сеансом показывали некий «разогрев» - документалистику.
Когда я начал изучать продюсирование документального кино - для меня мир открылся! Это ведь целая наука, просто она здесь даже и не развивалась. С 90-х в Иркутске документальное кино начало загибаться, потому что новых методов продвижения не внедрялось.
- Чем вызвана нынешняя волна интереса к «деланию фильмов»?
- Ещё десять лет назад всё, что снималось не на плёнку, не считалось фильмами. А сейчас технологии удешевились, стали доступнее. По-сути, сейчас кино можно и на телефон снимать - я в этом убеждён! В настоящее время человечество получает новый кинематографический опыт.
- А что отличает хорошее кино?
- Оно начинается там, где есть идея. Если её нет - то это, что хотите, - слайд-шоу, клип под музыку, всё, что угодно, но не кино. Нужно понимать простую вещь: уже снятое - это ещё не кино. Сейчас все накупили коптеров, а что дальше? Ну, сняли Иркутск сверху раз 25, а потом все устали это смотреть, других идей - ноль, а раз нет идей - нет кино. Хотя, у нас же иногда так: если снято плохо и некачественно - значит артхаус.
Байкал - модный кинобренд?
- В последнее время даже «столичные» киношники полюбили снимать в Иркутске. Байкал стал модным брендом. При этом приезжие режиссёры не любят пиарить местных артистов. Или просто наши не готовы?
- Нужно понимать, что уровень театральной школы провинциального и столичного актёра - разные вещи. Нет, у нас шикарные театры - драматический, музыкальный, филармония, но кино - это совсем другое! Мы на это натыкались ещё в 90-е, когда с профессиональным театральным актёром приходилось долго мучиться, чтобы он играл не как на сцене, а киношно работал.
А потом, игровой фильм - это продюсерское кино, и чтобы окупить затраты, фильму нужна медийная личность. Это технологический подход, он делает кассу, обращает на фильм внимание. Так зачем режиссёру искать в чужом городе неизвестно какого оператора или актёра, если есть человек, который стопроцентно справится с задачей.
Тем не менее если десять лет назад сюда даже массовку привозили, то сейчас иркутян и на вторые роли берут - в той же «Сатисфакции» наши снялись.
- А что ещё у нас можно «эксплуатировать» в кино кроме того же Байкала?
- Существует определённая рыночная конъюнктура, и если зарубежный зритель хочет видеть жизнь нашей глубинки, то в какой-нибудь деревне Новгородской области людям неинтересно, как живут в Урике или Тибельтях: они и сами так живут! Им интересно посмотреть на племена каких-нибудь дикарей Индонезии.
- То есть наше иркутское кино может быть интересно только за рубежом?
- Есть тема, которая ликвидна везде, - люди. Сел в машину, уехал куда-нибудь в Качуг, нашёл там бабушку, которая вяжет деревянными спицами, и дедушку, который ей эти спицы «колет», поговорил с ними - и вот тебе кино. Один из моих наставников - Валерий Хоменко сказал однажды гениальную фразу: «Из героя сделать героя легко, а ты пойди, сделай его из обычного человека!»
Смотрите также:
- Бёрдмэн для Безрукова. В прокат вышел фильм Анны Матисон «После тебя» →
- Разрушенные связи. Создавать кинематограф Приангарья нужно с нуля →
- Останавливающая мгновения →