Как узнать, что ребёнка бьёт воспитатель в детском саду?

Категория:  Общество
Ответ эксперта

В феврале 2024 года в одном из детских садов города Байкальска в Иркутской области разгорелся скандал – родители сняли на скрытую камеру, как воспитатель отвешивает 2-3-летним воспитанникам подзатыльники, наступает мальчику на спину. Следственный комитет возбудил уголовное дело, которое взял на контроль председатель СК Александр Бастрыкин.

   
   

Но как родителям понять, что с ребёнком плохо обращаются, если он ещё не говорит или боится рассказать? И что делать, если воспитатель бьёт ребёнка в детском саду? Своим мнением с irk.aif.ru поделилась семейный психолог Виктория Смирнова.

– Сегодня воспитательные методы в детских садах строго регламентированы. При плохом поведении ребенка можно лишь «посадить на отдельный стульчик» на некоторое время, других наказаний не существует. Повышать голос, угрожать, причинять ребёнку любой вред – воспитатель не имеет права.

Чтобы понять, применяют ли к ребёнку физическое и психологическое насилие, родителям нужно обращать внимание на психологическое состояние малыша, на то, как меняется его поведение. Травма может проявиться двумя путями: либо дошкольник будет подавленным, либо начнёт сам проявлять агрессию, например, бить домашнее животное или кричать на младшего брата.

Часто ребёнок становится замкнутым, стремится к изоляции. Начинают страдать мышление, память, речь, внимание. Возможно появление страхов и фобий, боязнь темноты, страх перемен – так маленький человек реагирует на то, что мир больше не безопасен. Если ребенок стал рассеянным, вялым или агрессивным – это повод приглядеться к воспитателям.

Можно провести простой тест – резко поднять руку, если ребенок сгруппируется - его, вероятно, били.

Если выяснится, что воспитатель вёл себя некорректно, мало написать заявление в уполномоченные органы. Очень важно создать дома такую атмосферу, чтобы ребёнку было легче пережить травмирующие события. Он должен чувствовать дома безопасность, психологическое благополучие окружающих взрослых, поддержку. У него должно быть право выражать свои чувства. Полезны будут творчество, спорт и, конечно, работа с психологом. При этом, чем младше ребенок, тем он легче переживает травму. В старшей группе подобная ситуация оставила бы в психике детей более глубокий травмирующий след.

Для тех детей, которые сами не становятся жертвами насилия, но наблюдают его, подобный опыт тоже не проходит бесследно. По мере взросления, такой ребёнок может уйти в «спасательство» – несмотря на благородное звучание, это не очень хорошая черта характера. «Спасатель» помогает другим в ущерб себе, чувствует свою полноценность, только будучи полезным – такому человеку сложно жить счастливой жизнью.