О недовольстве россиян бесплатным здравоохранением говорят цифры: согласно опросам РОМИР, в 2005 году платными услугами пользовались 62% населения, а в этом году уже 67%. При этом число людей, которые не могут оплатить медуслуги - снизилось с 21% до 9% за тот же период.
Кроме этого актуальной остается проблема так называемых «теневых платежей» - согласно данным опроса фонда «Новая Евразия», врачам «на руки» платят 22% обратившихся за медицинской помощью и в целом «левые» доходы медиков составляют около 37% их легального заработка.
Плюсы и минусы
Достоинства платной медицины – это , современные методы исследования, передовое оборудование, хорошая техническая база. Среди минусов – зачастую высокие расценки на услуги, оплата повторных визитов при продолжающемся лечении, нередкая непорядочность врачей при заведомой постановке неправильного диагноза с целью продлить присутствие пациента в медицинском центре.
Среди неотъемлемых достоинств – тот факт, что она бесплатная, то есть пациент может многократно получать консультацию врача, именно бесплатно проходит обследование и лечиться. Минусами можно смело называть бесконечные очереди, невнимательность врачей, их незаинтересованность в конкретном человеке, плохая информированность пациентов о возможных услугах и обследованиях, а порой и хамство медицинского персонала, которое россияне по традиции объясняют небольшими зарплатами.
За что теперь платить?
Именно новое постановление правительства должно навести порядок и разрешить накопившиеся . Данным постановлением власти определили, за что именно и как пациентам придется платить. В справке к постановлению говорится, что правила позволят «урегулировать отношения по предоставлению платных медицинских услуг, обеспечив при этом защиту прав и законных интересов потребителей на основе принятия ими добровольного и информированного решения о получении указанных услуг».
То есть, по версии законодателей, пациенту предлагается возможность платить за комфорт и удобство, быструю очередь, запись к популярным, а значит хорошим, специалистам. При этом интересы «некоммерческих» пациентов ущемляться не будут, и новая система сыграет им только на руку, так как поликлиники и больницы получат больше денег и смогут приобретать современное оборудование и материально стимулировать врачей.
Что же положено бесплатно, а за что нужно платить?
В постановлении правительства «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» говорится, что любой пациент в праве заключить договор на платную услугу, однако ему должна быть предоставлена полная информация о возможности получить ту же услугу бесплатно в рамках программы государственных гарантий медпомощи.
Информация о платных услугах должна быть доступна пациентам на сайтах медучреждений и на специальных стендах и информационных стойках. Также в документе описан порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг. При этом цены на платные услуги для государственных и бюджетных медицинских учреждений назначают учредители, а автономные и коммерческие поликлиники и больницы могут устанавливать их самостоятельно.
Предполагается, что при оказании платных услуг должны соблюдаться те же порядки и стандарты, что и при бесплатной помощи. Сверх программ бесплатной помощи пациенту могут оказать платные услуги, среди которых:
- индивидуальный пост при лечении в стационаре,
- замена лекарств из перечня жизненно необходимых и важнейших препаратов на другие (за исключением случаев, когда их заменяют из-за непереносимости или по другим медицинским показаниям),
- анонимное лечение,
- оказание услуг гражданам иностранных государств и лицам без гражданства.
Кроме этого, платным стало любое обращение к специалисту без направления участкового врача – теперь нельзя будет самостоятельно проконсультироваться у хирурга, окулиста или гинеколога. При этом бесплатные направления участковый врач может дать только в свою поликлинику, а за консультацию в другом месте и за госпитализацию в крупный медицинский центр - придется заплатить.
Бесплатными остаются случаи оказания скорой, скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.
Контроль за исполнением правил оказания платных услуг осуществляет Роспотребнадзор через территориальные органы, куда и смогут обратиться граждане, если решат, что бесплатное вдруг стало платным или платная услуга предоставляется не должным образом.
«Мы можем по обращению пациента провести проверку и вынести предписание об устранении недостатков при оказании платных услуг либо наложить штрафы: на юридическое лицо - от 20 до 30 тыс. руб., на частного предпринимателя - от 10 до 20 тыс. руб. За возмещением ущерба или морального вреда гражданин может обращаться лишь в суд. Но он вправе использовать материалы проверок и привлечь Роспотребнадзор для заключения по делу - тут наши возможности практически аналогичны полномочиям прокуратуры», - рассказала заместитель начальника управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Светлана Мухина.
После того, как постановление подписал Дмитрий Медведев, эксперты разошлись в оценках нововведений. Одни отмечают, что в документе имеется множество лазеек для недобросовестных исполнителей. Другие же опасаются, что данный закон превратит профессию врача в работу с калькулятором, и это не смотря на то, что современный врач давно обременен множеством несвойственных ему административных и бухгалтерских функций.
Постановление вступает в силу с 1 января 2013 году.
Смотрите также:
- ...Отказали в выдаче направления на медико-социальную экспертизу? →
- Что гарантирует медицинская страховка? →
- СОГАЗ-Мед: что может полис ОМС? →