Приёмная главного врача Областной детской больницы. Юрий Козлов только вернулся из операционной. Сегодня его пациент - двухмесячный малыш с опухолью в области левого надпочечника.
Опухоль размером около двух сантиметров удалили с помощью лапароскопии, без больших разрезов. Здесь крайне важно не повредить капсулу опухоли, чтобы клетки не распространились на окружающие ткани и не стали в дальнейшем причиной рецидива. Операция длилась 45 минут. К вечеру ребёнок уже самостоятельно дышал, а на следующий день был на руках у мамы.
Только в течение последнего месяца с помощью лапароскопии в Иркутске прооперировали четырёх детей со злокачественными опухолями. А ведь ещё недавно лапароскопия, минимальная инвазивная хирургия считались в онкологии табу. Проводить такие операции позволило внедрение новых эндоскопических камер, которые дают разрешение 4К. Ну и, конечно, мастерство местных хирургов.
В Приангарье, без преувеличения, одна из мощнейших в мире научных хирургических школ. В регионе работают сразу пять детских хирургов профессоров, кандидатов медицинских наук: три - в Ивано-Матрёнинской больнице и два - в Областной детской. Юрий Козлов - один из них. Он является главным детским хирургом Сибирского федерального округа. По словам доктора, ни один другой регион не может похвастать такими богатыми научными кадрами.
- Именно сильная научная школа позволяет делать большие прорывы в детской хирургии, - подчёркивает Юрий Андреевич. - Современная формула детской хирургии включает три составляющие - мануальные навыки хирурга, оборудование, которое есть в его руках, и научные исследования, которые сопровождают его практическую деятельность.
Взаимодействие на уровне соцсетей
Сейчас на федеральном уровне обсуждается инициатива по созданию межрегиональных центров специализированной, в том числе высокотехнологичной хирургической помощи детям с редкими и сложными для лечения заболеваниями. Начать предлагается с пяти наиболее востребованных профилей: хирургия новорождённых, нейрохирургия, онкология, торакальная хирургия, комбустиология (тяжёлые ожоговые поражения). По задумке, в такие клиники должны стекаться все сложные маленькие пациенты из близлежащих регионов - например со всей Сибири. В каждом регионе таких детей немного, поэтому не везде получается обеспечить им медпомощь должного уровня - сложно сконцентрировать ресурсы и опыт сразу во множестве больниц.
Конечно, иркутские врачи хотели бы, чтобы Сибирский межрегиональный центр высокотехнологичной детской хирургии базировался у нас. На самом деле де-факто он уже существует. И именно в заявленных направлениях мы сильны как никто другой. Из других регионов к нам едут в основном онкологические пациенты, пациенты торакальной хирургии.
Юрий Козлов регулярно сам ездит в другие клиники на помощь коллегам. География его визитов за последние два года очень широкая - Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Чита, Улан-Удэ, Красноярск, Кемерово, Екатеринбург. За рубежом - Монголия, Казахстан, Узбекистан.
- Сегодня это взаимодействие работает на уровне социальных сетей и личных контактов с хирургами, которые трудятся в регионах. По их звонку я выезжаю на операцию - если ребёнок нетранспортабельный, либо доставляем малыша к нам в больницу. В основном это новорождённые дети и младенцы первого года жизни, - рассказывает Юрий Андреевич.
В хирургии новорождённых иркутским докторам нет равных в Сибири и на Дальнем Востоке.
- Наши хирурги на протяжении многих лет успешно выполняют сложные реконструктивные операции у новорождённых и детей раннего возраста с патологией центральной нервной системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, выделительной системы, при врождённых аномалиях магистральных сосудов, - рассказывает Юрий Козлов. - Многие операции мы делали первыми в России и мире. Например, в Иркутске была разработана и внедрена минимальная инвазивная хирургия (операции без разрезов) у новорождённых. Теперь созданной нами научной базой пользуются во всём мире.
Где мы ещё сильны?
Иркутские доктора добились больших успехов и в торакальной хирургии. Столица Приангарья, пожалуй, второй центр после Москвы, где выполняются практически все эндохирургические вмешательства на органах грудной клетки.
- Это удаление лёгких, удаление опухолей, инвазивная резекция лёгких без разреза, клипирование открытого артериального протока, пластика диафрагмы, - перечисляет Юрий Андреевич. - Эти операции мы делаем каждый месяц, может быть, даже каждую неделю.
Следующее направление - нейрохирургия. Здесь лишь единичных пациентов со сложными диагнозами отправляют на операции в федеральные центры. Существующие в Иркутске два нейрохирургических отделения - на базе Ивано-Матрёнинской и Областной детской больниц - полностью перекрывают потребность в оказании нейрохирургической помощи. Например, только в Областной детской больнице в год проводится свыше 100 операций: в 2021 году было 140, в 2020-м - 121, в 2019 - 146. Все технологии, которые есть в Москве, успешно применяются и в наших клиниках.
В онкологическом отделении на учёте на данный момент состоит более 550 детей. Кто-то из них сейчас проходит лечение, кто-то уже прошёл все его этапы и находится под наблюдением детских онкологов. Это и малыши первого года жизни, и более старшие, до 18 лет включительно. Ежегодно у более 80 ребятишек Иркутской области онкологические заболевания выявляются впервые. Преобладают пациенты с острым лейкозом, лимфомой, гистиоцитозом, остальные – со злокачественными опухолями органов и центральной нервной системы. В отделении онкологии также лечат гемофилии, тромбоцитопении, анорексии.
Практически все раковые опухоли оперируются на месте. В 2021 году четырём пациентам хирургические вмешательства выполняли врачи из Москвы. Они специально приезжали в Иркутск.
- В прошлом году в федеральных клиниках мы провели пяти пациентам с острым лейкозом трансплантации стволовых клеток, - говорит заведующая отделением Светлана Ованесян.
Иркутские врачи всегда на связи с коллегами из Москвы и Санкт-Петербурга - за прошлый год наши доктора провели 85 таких телемедицинских консультаций.
Часть пациентов всё же приходится отправлять в федеральные центры на лечение и операции. В 2021 году троих детей прооперировали в Новосибирске, одного - в Тюмени и девятерых - в Москве.
Как в пятизвёздочном отеле
Итого, что мы имеем? Золотые руки хирургов, масштабные научные наработки, передовые медицинские технологии, тысячи спасённых жизней. Не хватает лишь современных клиник. Юрий Козлов убеждён, что без реновации существующих медицинских учреждений не может быть и речи о создании межрегионального центра высокотехнологичной хирургической помощи.
- Нам нужна новая детская больница, в которой будут созданы самые комфортные условия для пациентов. По моему мнению, детская больница по комфорту должна быть как пятизвёздочный отель, чтобы условия пребывания в клинике для большинства были лучше, чем дома. Чтобы все негативные моменты, которые связаны с лечением, немножко терялись. Ребёнок должен попадать в другой прекрасный мир, который его завораживает. Должны лечить не только руки, сердце и душа врача, но и стены клиники.
Комментарий
Владимир НОВОЖИЛОВ, главный врач Ивано-Матрёнинской детской клинической больницы, профессор, доктор медицинских наук:
- О необходимости создания межрегиональных центров специализированной хирургической помощи детям мы говорим лет тридцать. В своё время написали концепции по таким центрам, в частности по неонатальной хирургии, и передали в Ассоциацию детских хирургов, которая заручилась поддержкой Агентства стратегических инициатив. АСИ обратилось к президенту, тот одобрил идею. Воплощать её начнут с Дальнего Востока. Пока решают, где - в Хабаровске или Владивостоке - должен быть межрегиональный центр. Что касается Сибири, то в Иркутске ему самое место. Нужна отвечающая задачам инфраструктура, опыт, кадры. Иркутск, с его уникальной школой детской хирургии, - идеальный вариант. К нам на сложные операции везут малышей с того же Дальнего Востока. Сколько раз было: в Бурятии или в Забайкалье направляют ребёнка на операцию в Москву, родители звонят: боимся - не довезём, можно к вам? Конечно, можно. И из Иркутска кроха возвращается домой уже здоровым.
К нам стали привозить детей из других регионов, когда в 90-е на базе «Матрёшки» открылся Центр хирургии и реанимации новорождённых - единственное подобное отделение в Сибири на тот период. Тогда мы своими глазами увидели, как остро не хватает маленьким пациентам с редкими и сложными заболеваниями специализированной медицинской помощи! С тех пор активно развиваем это направление. Например, именно в Иркутске были выполнены первые в России эндоскопические операции у младенцев для коррекции аномалий развития сердца и сосудов, лёгких, пищевода и кишечника. Неотложные высокотехнологические операции детям сегодня проводят не только у нас, но такого опыта, как у иркутских детских хирургов, наверное, больше ни у кого в Сибири нет.