Спасать предупреждая. Новый уровень онкологической службы Иркутской области

Главное событие 2018 года - концессионное соглашение о строительстве и эксплуатации радиологического корпуса и ПЭТ-центра. © / Правительство Иркутской области

По словам главного врача ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» – доктора медицинских наук, профессора Виктории Дворниченко, в 2018 году в онкологической службе региона произошло много важных событий. Но самое главное из них – концессионное соглашение о строительстве и эксплуатации радиологического корпуса и ПЭТ-центра, которое подписали правительство Иркутской области и АО «Русатом Хэлскеа».

   
   

События, которые определяют будущее

«В августе началась подготовка стройплощадки, там в присутствии губернатора Сергея Левченко, заместителя министра здравоохранения РФ Олега Салагая, главного онколога России Андрея Каприна, министра здравоохранения Приангарья Олега Ярошенко и генерального директора АО «Русатом Хэлскеа» Дениса Чередниченко был запущен отсчёт времени на специальном хронографе, который показывает, сколько осталось до ввода в эксплуатацию нового объекта, – вспоминает Виктория Дворниченко. – По соглашению, здание должны возвести за два года. Лечебное учреждение оснастят самым современным оборудованием, которое производят в мире, что позволит нашему онкологическому диспансеру выйти на совершенно новый уровень радиологической помощи не только населению Иркутской области, но и других сибирских регионов. Общий объём инвестиций в проект составит 5,1 млрд рублей: 2,4 млрд – бюджетные средства, 2,7 – вложения инвестора».

Ещё одним достижением этого года главврач онкодиспансера считает тот факт, что губернатор Иркутской области Сергей Левченко на встрече, которая прошла 22 ноября в Москве, с министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой решил вопрос о выделении нашему региону средств из федерального бюджета на покупку дорогостоящего оборудования для лучевой терапии. Как рассказала Виктория Владимировна, это оборудование заменит устаревшую и изношенную аппаратуру в лечебных учреждениях в Братске, Ангарске и Усолье-Сибирском, чтобы жители этих городов и районов уже сейчас могли получать лечение по самым современным стандартам.

«Я хочу извиниться перед нашими иркутскими пациентами за то, что сейчас им приходится ездить в Ангарск для прохождения лучевой терапии в ангарском отделении нашего диспансера, а перед жителями Братска и Усолья-Сибирского – за то, что их лечение проводится при помощи устаревшего оборудования. Впрочем, это не только наша проблема – она носит общероссийский характер, ведь техническое оснащение 90% отделений лучевой терапии всей страны устарело на 30-40 лет. Обнадёживает, что президент России Владимир Путин предложил создать «Национальную онкологическую программу» – хорошую, добротную, не скороспелую, которая предусматривает выделение больших денежных средств на аппаратуру для лучевой терапии и диагностическое оборудование. Ведь онкология – отрасль не только очень сложная, но и весьма дорогая. Начать с того, что крайне дорогостоящей является диагностика онкологических заболеваний: сюда входят такие процедуры, как КТ, МРТ, ангиографические диагностические мероприятия, лабораторно-клинические исследования. Но без этого всего никак не обойтись! В целом 28-30% онкологических заболеваний мы выявляем уже в запущенном состоянии: рак лёгких находим на последней стадии почти в 50% случаев, рак желудка – в 40%, прямой кишки – в 35-40%. А ведь самая высокая смертность в онкологии – именно от рака лёгкого, желудка, ободочной кишки в поздней стадии этих заболеваний. И с таким диагнозом не вылечат ни в одной стране мира. В итоге от онкологических заболеваний ежегодно умирают более 200 человек на каждые 100 тысяч жителей нашего региона».

Фото: Правительство Иркутской области

Действительно, предложенная главой государства «Национальная онкологическая программа», рассчитанная до 2030 года, предусматривает системное развитие инфраструктуры профильных клиник, увеличение финансирования онкологической службы, подготовку онкологов, реабилитацию пациентов в ремиссии, психотерапевтическую поддержку не только больных, но и членов их семей. Кроме того, в её задачи входит и профилактика рака среди россиян трудоспособного возраста, которые зачастую упускают шанс избежать тяжёлой формы онкологического заболевания просто потому, что не находят времени обратиться к доктору и пройти соответствующие обследования.

Нужна культура медицинского обследования

«Самая сложная проблема – это ранняя диагностика, которая требует того, чтобы мы занимались пациентами не тогда, когда они приходят к нам с жалобами (это уже плохо!), а когда имеются предпосылки к возникновению рака: наследственный фактор, возраст, опасная для здоровья профессия, – убеждена Виктория Дворниченко. – То есть мы говорим о группе риска, подверженной онкологическим заболеваниям, эти люди должны находиться под серьёзным наблюдением и регулярно обследоваться. Именно такой подход, в первую очередь, позволит уменьшить смертность от злокачественных образований и поможет решить эту, самую главную задачу, которую мы ставим перед собой на ближайшие годы».

Но для этого необходимо разгрузить наши поликлиники, считает Дворниченко, а ещё нужно, чтобы диспансеризацию проводили не для галочки в отчёте, а для того, чтобы реально выявить у пациентов терапевтические заболевания и заподозрить проблемы с онкологией. Однако, по мнению главного онколога Приангарья, у врачей общей лечебной сети нет необходимой в таких случаях профессиональной настороженности.

   
   

«К нам порой приходят пациенты и говорят: «Мы бы хотели обследоваться, потому что боимся рака, а в поликлинике нам сказали, приходите, когда у вас что-то заболит». А ведь в наших поликлиниках есть всё, чтобы провести обследование таких людей, – комментирует Виктория Владимировна. – Надеюсь, что на следующий год нам удастся закончить строительство центра профилактики рака, куда будут приходить считающиеся здоровыми люди, которые понимают важность ранней диагностики онкозаболеваний. Мы будем их прицельно обследовать, давать рекомендации лечения предрака, а если человек окажется здоров, ему предложат пройти очередное обследование через несколько лет. Вот это и есть культура диагностики здорового человека, который хочет чётко представлять состояние своего организма».

Ещё один немаловажный аспект, на который главный онколог области обращает внимание, – реабилитация пациентов. По словам Виктории Владимировны, в онкодиспансере сейчас готовят проектно-сметную документацию по реконструкции старого здания иркутского медколледжа, чтобы проводить там амбулаторную реабилитацию для онкологических больных. Например, после рака молочной железы, эндопротезирования суставов и болезненных опухолей костей и мягких тканей, после гастроэнтерологических и других операций.

«К сожалению, пока реабилитация у нас хромает, причём не только в Иркутской области, а везде по России, – говорит Виктория Дворниченко. – А это очень важное направление в нашей работе, потому что позволяет пациенту вернуться к профессии, полноценному труду, семье и меньше думать о болезни, которую он перенёс. Реабилитация будет бесплатная, потому что войдёт в систему ОМС».

Кстати

С особой гордостью Виктория Дворниченко говорит о международном сотрудничестве и конференциях, которые проводит областной онкодиспансер. В 2018-м году их было несколько. В Иркутск приезжали онкологи из Франции, Японии, Германии, Кореи, Китая и Монголии. Зарубежные специалисты проводили показательные операции и мастер-классы, читали лекции, обменивались знаниями и опытом с сибирскими коллегами.

«Нас поразили монгольские врачи, которые считаются асами диагностики и лечения рака печени, и нам есть чему у них поучиться, – поделилась Виктория Владимировна. – Но и нашим докторам есть чем гордиться: например – успехами в лечении рака поджелудочной железы и желудка. Кстати, мы стали чаще диагностировать эту патологию на ранних, первой-второй, стадиях».

Конечно, иркутские онкологи тесно сотрудничают и с российскими коллегами. В частности, с Санкт-Петербургским институтом онкологии имени Раисы Горбачёвой. Питерские специалисты помогают сибирякам овладевать сложнейшими технологиями трансплантации костного мозга.