Стресс+ковид=диабет. Почему резко выросло число детей с сахарным диабетом

Обычно сахарный диабет диагностируют в детском саду или в начальной школе, но есть случаи, когда заболевают даже младенцы. © / pixabay.com

Есть ли связь сахарного диабета и коронавируса у детей, в каком возрасте чаще диагностируют это заболевание и может ли стресс привести к инсулинозависимости - обсудили  в пресс-центре «АиФ-Иркутск». 

   
   
Медицинский психолог Иркутской областной детской больницы Анастасия Кравцова, главный детский эндокринолог Иркутской области Людмила Холмогорова, врач-диетолог Наталья Попова. Фото: АиФ/ Анна Садовникова

К сожалению, в последнее время серьёзно увеличивается количество детей, заболевших сахарным диабетом первого типа (когда ребёнку нужно постоянно колоть инсулин), при этом возраст пациентов становится всё меньше. Если в 2020 году вновь заболевших было 102 человека, то в 2021-м - уже 154. С начала этого года прибавилось 42 ребёнка. Всего в Приангарье 846 детей получают инсулинотерапию. Обычно непростой диагноз ставят в детском саду или в начальной школе, но есть случаи, когда заболевают даже младенцы. Самому маленькому пациенту 9 месяцев.

Врачи связывают такой рост с пандемией.

«Уже доказано, что перенесённый ковид может запустить в организме сахарный диабет, тем более если есть генетическая предрасположенность к этому заболеванию, - поясняет главный детский эндокринолог Иркутской области Людмила Холмогорова. – А дети у нас массово болели коронавирусной инфекцией. Теперь мы видим зависимость: многие вновь заболевшие перенесли коронавирус».

До пандемии очень часто причиной сахарного диабета был стресс из-за развода родителей, смерти близких или при рождении в семье младших детей. Бывало, к недугу приводили школьные переживания в период подготовки к ЕГЭ, особенно в те годы, когда только ввели эту систему.

Полечиться травками не получится

Самое печальное, что родители ничего не могут сделать, чтобы предотвратить сахарный диабет у ребёнка - методов профилактики просто нет. А вот не заметить недуг у детей невозможно, подчёркивает Людмила Васильевна. Самочувствие ребёнка ухудшается в геометрической прогрессии – вплоть до комы. Важно вовремя обратиться за помощью, чтобы не загреметь в больницу уже в тяжёлом состоянии, когда требуется реанимационная помощь. Первые звоночки обычно стандартные: ребёнок начинает много пить, часто мочиться, худеет. Это уже повод бежать в поликлинику и сдавать кровь на сахар.

   
   

Сахарный диабет первого типа - это заболевание хроническое, требующее пожизненных инъекций инсулина. Как он будет вводиться - инъекции с помощью шприц-ручек или с помощью инсулиновой помпы - это уже совместное решение лечащего врача и родителей. Периодически врачи сталкиваемся с отказом родителей применять инсулинотерапию, потому что взрослые уверены, что можно полечиться травками, чтобы «разбудить» поджелудочную железу. На самом деле это смертельно опасно.

Все дети с сахарным диабетом являются инвалидами детства, федеральными льготниками, бесплатно обеспечиваются инсулином, глейкометрами и тест-полосками.

«Сейчас появилась альтернатива глейкометрам – система непрерывного мониторинга, которая позволяет без прокола пальца, даже через одежду, в любое время контролировать уровень глюкозы, - рассказывает Людмила Холмогорова. - Датчик размером с пятирублёвую монету устанавливается на плечо ребёнка, закрепляется пластырем. С устройством можно плавать, купаться, мыться. Считывать с него показатели можно с помощью специального пульта либо через приложение в мобильном телефоне. Пока сын или дочка, например, в школе, мама может посмотреть уровень сахара и проанализировать, что нужно сделать – поставить инсулин или поесть».

Срок действия устройства – две недели, затем нужно ставить новый датчик.  На государственном уровне гарантия обеспечения системами непрерывного мониторинга пока не предусмотрена, федерального финансирования на эти цели нет. Но на региональном уровне было принято решение выделять средства из областного бюджета. Сейчас закупаются приборы на каждого ребёнка.

«Хлебная» математика

Второе, не меньшее по значимости, лечение - это диетотерапия. И здесь важно научить всю семью организовывать питание ребёнка с сахарным диабетом.

«Не менее 55% энергоценности суточного рациона должно удовлетворяться за счёт сложных углеводов, 30% - за счёт жиров и 15% - за счёт белков, - поясняет врач-диетолог Областной детской больницы Наталья Попова. - Продукты с высоким гликемическим индексом, вызывающие резкое повышение сахара в крови: сладости, выпечка, сок, газировка ограничиваются. Ребёнок должен чётко соблюдать приёмы пищи (их не менее шести) и уметь подсчитывать съеденные хлебные единицы. Хлебная единица – это один кусочек чёрного хлеба весом 25 г - в нём содержится 10 г чистых углеводов. К этим хлебным единицам приравниваются все продукты, которые содержат углеводы: хлебобулочные изделия, макароны, сладости, каши, фрукты, некоторые овощи, сладкие напитки».

У каждого ребёнка есть дневник самоконтроля, в который он записывает количество съеденных хлебных единиц на завтрак, обед, ужин и во время перекусов.  Изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Привыкнуть к такому образу жизни очень сложно всей семье. Конечно, не обходится без срывов.

«На детей, как правило, в какой-то момент наваливается усталость, апатия. Им надоедает постоянно мерить сахар, считать хлебные единицы, соблюдать режим. А если ещё и сверстники начинают обижать, обзываться или учитель неадекватно реагирует, например, на просьбы выйти из класса, чтобы поставить инсулин. Да, и такое бывает! - говорит медицинский психолог Анастасия Кравцова. - «Я не хочу, я устал, за что мне это?» – жалуются ребята. Конечно, это протест, желание спрятаться и почувствовать себя снова «нормальным». Со всеми этими состояниями мы работаем в индивидуальном порядке».

Кстати, прогнозы на дальнейшую жизнь ребёнка с сахарным диабетом сегодня очень благоприятные. При соблюдении рекомендаций врача можно спокойно заниматься спортом, вести активный образ жизни, рожать детей.