В начале мая в региональном управлении МВД России (ранее ГУВД) по Иркутской области произошли серьёзные кадровые изменения. 7 мая президент России отправил в отставку первого заместителя начальника ведомства - начальника криминальной милиции генерал-майора милиции Владимира Шкурко. Ранее от занимаемой должности был освобождён заместитель начальника ГУВД - начальник милиции общественной безопасности генерал-майор милиции Евгений Соловьёв.
Тем временем сотрудники полиции начали проходить аттестацию, о которой так много говорилось последний год. «В апреле все сдали экзамены по физической и огневой подготовке, сейчас пишут психологические тесты», - рассказал сотрудник пресс-службы МВД России по Иркутской области Герман Струглин. Полицейским предстоит ответить на 400 вопросов и пройти собеседование с психологом, который проанализирует эмоциональное состояние «пациента» и даст предварительную оценку, годен ли он для службы в полиции. Проверять всех сотрудников на детекторе лжи не будут: это просто невозможно физически, да и не к чему, считают в ведомстве.
- На полиграф отправляют только в том случае, если у психолога возникают какие-то сомнения в профпригодности обследуемого, например полицейский путается в ответах, пытается ввести доктора в заблуждение, - пояснил Герман Струглин. - И уже по результатам всех испытаний пройдёт сокращение.
Спрятался за мундир
Но судя по поведению сотрудников иркутской полиции-милиции, им на предстоящую аттестацию наплевать. Достаточно вспомнить, как 24 апреля 28-летний сотрудник Центра государственной защиты свидетелей ГУВД по Иркутской области Роман Новиков расстрелял из травматического оружия двух братьев, один из которых погиб. Как можно оценить его психологическое состояние, если во время потасовки полицейский не стал применять приёмы рукопашного боя, а просто достал травматический пистолет и открыл стрельбу, не сделав при этом ни одного предупредительного выстрела.
- По закону сотрудник полиции имеет право применять оружие, если его жизни и здоровью либо жизни и здоровью других граждан угрожает непосредственная опасность, - поясняет адвокат потерпевшей стороны Максим Орлов. - В данном случае о самообороне не может быть и речи. На руках погибшего Ивана Горшкова ни одного следа телесных повреждений, к тому же очевидно, что стрельба велась на поражение: одна пуля проскочила меж рёбер и попала точно в сердце, вторая - в плечо, а третья - в живот.
Иван погиб на месте, его брат Максим был ранен в бедро и живот, а затем жутко избит Новиковым. Врачи говорят, что, скорее всего, мужчина останется инвалидом. Между тем, изверг-полицейский находится на свободе, он даже не отстранён от должности! Его отпустили под залог в 1 млн рублей. Говорят, деньги для Новикова собирали сослуживцы.
- Я не имею права оценивать решение суда, - говорит Максим Орлов, - однако не могу не отметить, что суд не прислушался к мнению Следственного комитета, который ходатайствовал об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, а также проигнорировал заявление Максима Горшкова о том, что он опасается за свою жизнь. По иронии судьбы заявление было направлено в Центр государственной защиты свидетелей ГУВД по Иркутской области, где, как известно, работает Роман Новиков. Получается, обвиняемый должен защищать пострадавшего. Абсурдно, но факт.
Им всё можно?
Кстати, за последний месяц это не первый случай, когда иркутские полицейские стреляют без разбора. 22 апреля на АЗС в Академгородке 42-летний капитан ОМСН (отряда милиции специального назначения) не поделил дорогу с другим водителем, достал травматический пистолет и выстрелил мужчине в голову. Пуля попала в глаз. А на прошлой неделе выстрел прозвучал уже из табельного автомата Калашникова: сотрудник полиции ранил своего коллегу - водителя УВД Иркутска. По обоим случаям сейчас проводится служебная проверка.
Возможно, череда подобных ЧП - случайность. Но абсолютно точно одно: данные случаи не добавляют доверия и уважения к полицейским со стороны граждан. Особенно в период реформы.
Статьи по теме:
Полицейский пристрелил мужчину на улице в Иркутске