Одними из самых жестоких иркутских убийц стали «молоточники» или «академовские маньяки». В 2010-11 годах два друга убили шесть человек и совершили ещё девять покушений. Как изверги дошли до своих человеконенавистнических идей, какую роль в раскрытии преступлений сыграл дядя одного из маньяков и как сложилась их судьба после ареста – читайте в материале irk.aif.ru.
Снимали всё на видео
«Снимаешь? Фу, как её трогать то? Бяка… Чё еще с ней сделать?» – звучит как обычное видео, которое снимают подростки. Вот только эти слова сопровождал чудовищный видеоряд – 19 летний Артём Ануфриев и 18-летний Никита Лыткин глумятся над телом своей последней жертвы – бездомной Алевтины Куйдиной, 1948 года рождения.
Аудиозапись тех жутких кадров опубликовала в своём документальном фильме Саша Сулим. Блогер также пообщалась с адвокатом одного из убийц и следователем Евгением Карчевским, который работал над делом.
Флэшку с жестокими«развлечениями» нашёл в комнате Никиты Лыткина его дядя и отнёс в полицию. Вскоре маньяков задержали. К тому времени по городу уже давно циркулировали слухи о том, что в Академгородке происходят нападения, мужчины ходили встречать своих жён с работы, район патрулировала созданная местными жителями дружина. А вот первые нападения такого внимания не привлекли.
Ануфриев и Лыткин подружились ещё в начальной школе, между ними был год разницы. Одноклассники считали друзей изгоями.
«Оба росли в неполных семьях, – рассказывает Евгений Карчевский. – У Артёма Ануфриева была жёсткая, властная мать. Она пыталась контролировать всё до мелочей, вплоть до его нижнего белья. При этом женщина сутками работала и часто не знала ,чем занимается её сын. По её словам, почти всё свободное время тот проводил в соцсетях».
Часто конфликтовала с учителями – считала, что сына недооценивают. Сам Ануфриев тоже часто конфликтовал в своём классе, был замкнутым. Тем не менее, он был способным – успешно поступил в медуниверситет. Также мама устроила его работать в музей.
Над Никитой Лыткиным издевались одноклассники. На подначки тот обычно отвечал: «Сдохни». За это его прозвали Джимбо – как мрачного и жестокого подростка и сатирического мультсериала «Симпсоны». После 9 класса Лыткин пошёл сначала в один техникум, но отчислился из-за неуспеваемости. Потом поступил во второй, но бросил – там его снова стали травить.
Сдружились два изгоя на базе общих интересов – и интересы эти были ненормальными ещё за много лет до всколыхнувших Иркутск убийств, когда им было по 12-13 лет. Приятели интересовались историями других убийц: Чикатило, Пичушкина, украинской банды Днепропетровских маньяков. У последних они многое позаимствуют, в том числе идею орудовать молотками и снимать свои «художества» на видео.
Будущие «академовские маньяки» искали в интернете видео реальных убийств, создавали тематические группы в соцсетях, переписывались с единомышленниками – теми, кто придерживался идеологии человеконенавистничества. Одному из них своих сетевых знакомых даже перешлют видеозапись издевательств над телом Алевтины Куйдиной. Тот правда, сочтёт видео «вялым».
Ранее irk.aif.ru подробнее рассказывали о том, что стало известно правоохранителям из переписки маньяков в соцсетях.
В какой-то момент друзья попытались прибиться к движению скинхедов. Этому предшествовал конфликт Ануфриева с армянской молодёжью. Он оскорбил кого-то в соцсетях, ему назначили встречу и сильно избили. Уголовное дело закончилось примирением сторон, ему выплатили 50 тысяч рублей в качестве моральной компенсации.
Впрочем, серьёзно они нацистскими идеями не интересовались. Скорее искали оправдания для своего интереса к убийствам. Скинхеды Лыткина не приняли совсем – из-за отчества Вахтангович. Ануфриев тоже в их среде не задержался.
«Идём гулять»
«Они давно хотели попробовать самим последовать примеру своих кумиров, но никак не могли решиться, – говорит Евгений Карчевский. – Первая попытка нападения в ноябре 2010 года стала неудачной: молодой человек, на которого набросились с битами, оказался сильнее и сам поколотил маньяков».
В качестве следующих жертв выбирали уже тех кто послабее. Спустя несколько дней после фиаско с битами набросились на 18-летнюю девушку. Её спасли прохожие. По этому случаю милиция даже не возбудила уголовного дела. Через 10 дней напали ещё на одну женщину, но правоохранительные органы тогда посчитали, что это обычный грабёж.
Перед выходом на охоту маньяки созванивались и договаривались о месте встречи. Кодовым словом служило «идём гулять».
Первым убитым стал 13-летний Даня Семёнов. Около 6 часов вечера мальчик пошёл с друзьями кататься на снегокатах с горки в небольшом лесу рядом с Академгородком. Даня оторвался от друзей и на свою беду повстречал вооружённых молотком и битой отморозков. Его травмы приняли за результат несчастного случая: мол, катался с горки и расшибся. Позже мама мальчика вспомнит, что пока ждали скорую, то она заметила стоящих неподалёку двух молодых людей.
Ещё через две недели в том же лесу убийцы напали на ведущего научного сотрудника одного из расположенных в Академгородке НИИ – Ольгу Пирог. Крики жертвы записывали на диктофон.
Артём и Никита присутствовали на митинге, который собрали обеспокоенные жители, следили за районными чатами и форумами. Изображая сочувствие, справлялись у своих выживших жертв о здоровье. Одной из тех, кому повезло выжить после встречи с маняьками была беременная Екатерина Карпова которая шла вместе с маленькой племянницей. Молоточников это не остановило и только чудом в тот раз обошлось без жертв.
После окончания учебного года убийцы собирались перебраться в Санкт-Петербург и продолжить свою «охоту» там. Они планировали переплюнуть по количеству жертв Андрея Чикатило.
«Я думаю, рано или поздно, они бы направили свою агрессию в том числе и на родственников, – считает адвокат Артёма Ануфриева Светлана Кокорева. – Артём мне говорил, что Никита рано или поздно убил бы свою мать, потому, что она догадалась, чем занимается сын».
Ещё до того, как дядя Лыткина обнаружил чудовищную флэшку, женщина сына нашла у него нож со следами крови. Тот объяснил, что носит оружие для самозащиты.
Об убийствах знал ещё один знакомый маньяков. Они приглашали его присоединиться к «охоте». Тот отказался, но в органы не сообщил. По делу он проходил свидетелем.
На допросе просил виски и сигару
Тому, что маньяков поймали далеко не сразу, способствовало много факторов. В том числе объективных – тогда не было такого количества камер видеонаблюдения, было меньше уличного освещения.
Но имелись и нарушения в работе правоохранительных органов. В интервью irk.aif.ru один правозащитник рассказывал, что ему доводилось помогать бездомному, которого вынудили взять на себя одно из убийств «молоточников». Мужчина сидел в тюрьме ещё полгода после того, как маньяков поймали.
«Поначалу на допросах они охотно, с гордостью рассказывали о своих нападениях. С шуточками, сарказмом: "Жаль бабку не добили", – вспоминает Евгений Карчевский. – Ануфриев просил виски и сигару».
Впрочем, когда по мере того, как приближался суд, Ануфриев стал пытаться свалить убийства на Никиту, хотя именно он был идейным вдохновителем. Но Лыткин на очных ставках возражал: «Ты что забыл? Мы вместе это делали».
На суде Ануфриев просил у близких жертв прощения, говорил, что хочет исправиться, упоминал своего дедушку – ветерана Великой Отечественной войны. Не помогло: его приговорили к пожизненному заключению. Услышав об этом, маньяк рухнул на лавку и заплакал.
«Я была на заседании суда, где выносили маньякам приговор, - рассказывает корреспондент irk.aif.ru Дарья Галеева. - Зал, где все происходило, не очень большой, мы стояли близко к клетке с Ануфриевым и хорошо видели его эмоции. Как и все, судью он сначала слушал стоя, но поняв, что ему дали пожизненное, он резко рухнул на лавку, обхватил голову руками и закрыл лицо. Нам показалось, он плачет. "Ануфриев, встаньте!" - несколько раз повторил судья, но тот, казалось, его не слышит. Он вообще никак не реагировал - было видно, что приговор стал для него шоком. И это было удивительно: он жестоко убил нескольких человек, включая ребенка, держал в страхе полгорода и видимо абсолютно искренне не понимал, насколько его действия ужасны. Мне показалось, он, самый настоящий маньяк, правда, не ожидал такого приговора. Так он и просидел на лавке в клетке до конца заседания. Судья, поняв, что сам Ануфриев не поднимется, просто продолжил зачитывать вердикт, но слушал ли подсудимый его слова после, загадка».
На сегодня Ануфриев продолжает отбывать заключение в колонии для пожизненников «Вологодский пятак».
Для Никиты Лыткина защита добивалась признания его невменяемым. Изначально суд отказал. Его приговорили сначала к 24 годам заключения (так как большинство убийство он совершил, будучи несовершеннолетним), потом приговор смягчили до 20 лет.
Лыткин хотел отбывать наказание вместе со своим другом, но после суда они больше не увиделись. Потом в его деле было ещё несколько психиатрических экспертиз. В 2015 году суд постановил отправить «молоточника» на принудительное лечение. После этого маньяк напал на сокамерника и избил его металлическим совком для мусора – надеялся, что тогда ему дадут пожизненное и наконец отправят к подельнику. Вместо этого его отправили в колонию в Ангарске. В 2021 году он свёл счёты с жизнью.
Ранее «АиФ-Иркутск» рассказывали историю другого иркутского маньяка – врача «скорой помощи» Василия Кулика. Также наш корреспондент побеседовал с Евгением Крачевским о том, как становятся маньяками.