Роковой второй круг. Что известно о падении самолёта АН-12 под Иркутском

В 19:45 3 ноября грузовой самолёт АН-12 пропал с радаров в семи километрах от Иркутска в районе населённого пункта Пивовариха. Воздушное судно рухнуло, когда пилоты заходили на второй круг, чтобы совершить посадку в сложных погодных условиях. На улице была метель.

   
   

На борту был опытный экипаж

По словам диспетчера иркутского аэропорта, после доклада экипажа о намерении уйти на второй круг и сесть, в течение трёх-четырёх секунд высота на индикаторе изменилась с 230 метров до 120. В дальнейшем самолёт пропал с радаров. После падения Ан-12 загорелся. Тут же вспыхнуло разлившееся на 300 квадратных метров топливо.

Самолёт принадлежал белорусской авиакомпании «Гродно», он перевозил продукты на Чукотку. Во время падения груза на борту уже не было, судно возвращалось пустое. В составе экипажа были девять человек, к сожалению, все они погибли. Экипаж состоял из представителей трёх стран. Это капитан Александр Егоров и бортмеханик Юрий Кропалев из России, второй пилот Олег Щучко и бортрадист Александр Чуприненко из Украины, штурман Андрей Сергеев, инженеры Дмитрий Гармоненко и Максим Карпук из Белоруссии. Также с ними летели двое сопровождающих - представители компании «Заполярье».

В министерстве транспорта и коммуникаций Белоруссии сообщили, что судном управлял опытный экипаж. Командир имел общий налёт более 12 тысяч часов. На самолётах типа Ан-12 он налетал более 7 тысяч часов.

Виноваты погода или поломка

   
   

После крушения Ан-12 сотрудники Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте завели уголовное дело. На место происшествия сразу после ЧП выехала следственная группа, которая обследовала остатки фюзеляжа и бортовые самописцы. Все «чёрные ящики» передали в лабораторию Международного авиационного комитета для дешифровки.

Пока следователи рассматривают несколько вероятных причин авиакатастрофы. Среди них - ошибка пилотирования, сложные погодные условия с ветром и снегом и возможная техническая неисправность транспортного средства. До выяснения причин авиакатастрофы в Белоруссии приостановили коммерческое использование воздушных судов этой модели.

Сейчас с места крушения продолжают вывозить обломки самолёта. Их собирают с помощью автокранов и доставляют на самосвале в специальный ангар на территории аэропорта в Иркутске, там их будут изучать эксперты из Международного авиационного комитета. Проводить исследования на открытом воздухе невозможно из-за ночных минусовых температур.

После завершения следственных мероприятий и установления точной причины авиакатастрофы обломки самолёта передадут авиакомпании «Гродно», которая займётся их утилизацией. Как только место крушения очистят, сотрудники министерства лесного комплекса Иркутской области проведут там рекультивацию почвы. Санитарную обработку участка уже выполнили.

В Иркутск уже прибыли представители авиакомпании «Гродно», а также двое сыновей погибшего командира Ан-12. Кроме того, желали приехать ещё пять родственников. Для их проживания подготовили номера в гостинице.

Мнение

Когда закончится самолётопад?

В России уже месяца не проходит без крупных авиапроисшествий.

Гибель АН-12 под Иркутском в очередной раз заставила задуматься над тем, что не так в нашей гражданской авиации.

Когда узнал о катастрофе, первым делом на ум пришло: без смены руководства отраслью самолёты у нас падать не перестанут. А потом задумался: мы не в СССР живём, где одно Министерство гражданской авиации отвечало за все авиаперевозки, кроме военных. Кого нынче руководством считать? Министерство транспорта в лице Росавиации и Ространснадзора? Министерство науки и высшего образования, чьи вузы выпускают недостаточно подготовленных пилотов и авиаинженеров? Руководителей частных авиакомпаний и аэропортов? Как тут не вспомнить про 7 нянек и оставшееся без глазу дитя?

Но вернёмся к АН-12 компании «Гродно». Белорусский самолёт оказался в нашем небе неслучайно. После распада СССР много бортов, пригодных для транспортных перевозок на наших северах, оказались на территории стран СНГ, прежде всего в Казах стане и Белоруссии. Им столько этих самолётов было не нужно, у нас, напротив, чувствовался недостаток.

АН-12 вылетел 3 ноября из Якутска, долетел до аэропорта назначения и упал. Почему, пусть разбирается Межгосударственный авиационный комитет - организация не российская, а наделённая полномочиями от полумифического СНГ. Но мой лётный опыт в 53 года и 25 тыс. часов в воздухе подсказывают: с большой долей вероятности виновато обледенение самолёта. Это явление происходит строго при температуре воздуха от -5 до +5˚С. В Якутске было -9˚С, поэтому обрабатывать машину реагентом никому в голову не пришло. К тому же это денег стоит. Но в районе Иркутска погода стояла другая, там все условия для обледенения были налицо!

Такие типовые для полётов в высоких широтах ситуации должны быть прописаны в соответствующих документах. Тех самых, за составление которых несут ответственность Минтранс, Росавиация и др. Поэтому возвращаюсь к тому, с чего начал: «Может, что-то в консерватории подправить?»

Юрий Сытник, заслуженный пилот РФ