«Спонсор» поневоле. Какие схемы мошенники используют в Приангарье

Коллаж «АиФ». © / АиФ

Каждый день в Приангарье появляются несколько новостей о том, что очередные доверчивые жители случайно поделились своими кровными с мошенниками. Может быть, дело в том, что преступники придумывают всё новые способы обмана. Какие схемы у них сейчас в ходу, выяснял корреспондент «АиФ-Иркутск».

   
   

Какие данные подсказать?

В конце сентября в двери к пенсионерам, живущим в Иркутске-II, стучались молодые люди, представлявшиеся сотрудниками Пенсионного фонда. Они просили бабушек и дедушек дать реквизиты своих банковских карт, чтобы включить их в реестр для единовременной выплаты в 5 тыс. руб., которую будут перечислять в январе. Конечно же, это были мошенники.

Как поясняет заместитель управляющего отделением ПФ России по Иркутской области Ирина БЛИЗНЕЦ, пенсионерам действительно положена единовременная выплата взамен несостоявшейся второй индексации пенсии в 2016 году. Её будут выдавать в январе следующего года. Однако никаких дополнительных реестров и списков Пенсионный фонд для выплаты этих 5 тыс. руб. не составляет. Все данные у специалистов уже есть.

- Пенсионер получит эту выплату тем же способом, каким обычно получает пенсию: или на банковскую карту, или с доставкой на дом. Притом во втором случае деньги доставит тот же почтальон, который всегда приносит пенсию, - отметила Ирина Близнец, добавив, что сами сотрудники Пенсионного фонда не ходят по квартирам пожилых людей. Специалиста могут направить лишь в редких случаях, когда сам пенсионер обратился за этой услугой.

Чьим именем прикрываются?

Схема, рассчитанная на людей, которые в панике не разбирают, что творят: на телефон «жертвы» приходит смс с тревожным текстом: «Ваша карта заблокирована» или «Вашу карту пытаются взломать». Для солидности мошенники, как правило, ставят подпись «Центральный банк», «Банк России», «Российский банк» и оставляют контактный телефон, позвонив по которому якобы можно быстро решить проблему. Однако, набрав номер, вы попадёте к злоумышленникам, желающим «вытянуть» из вас данные банковской карты.

- Важно знать, что Центральный банк не занимается СМС-рассылкой. Если вы получили сообщение, подписанное от имени ЦБ, - это 100% мошенничество, - заявляет замначальника отдела безопасности и защиты информации отделения по Иркутской области Сибирского ГУ ЦБ РФ Павел ВИНИЦКИЙ.    
   

Он добавляет, что имя банка злоумышленники также используют, предлагая оплатить госпошлину для получения крупного выигрыша или для оформления  высокодоходного вклада в том же центральном банке. Однако ЦБ в принципе не работает с физическими лицами – у него нет такого права.

Каких «докторов» опасаться?

В регионе набирает обороты схема, когда мошенники звонят пожилым людям, представляются сотрудниками поликлиники, больницы, медицинского центра и, не конкретизируя название и номер учреждения, заявляют «жертве», что узнали результаты её анализов, которые она сдавала недавно. И они, разумеется, неутешительные - исследования показали, что человек серьёзно болен. Однако «врачи» могут спасти «пациента», продав ему дорогостоящий препарат или назначив недешёвую диагностику, деньги за которую надо перевести уже сейчас.

Как правило, старики - частые «гости» больниц, поэтому не замечают подвоха и продолжают разговор с преступником, в результате чего остаются без денег. За этот год таким образом преступники обманули уже 11 пенсионеров, причём пожилые люди отдавали за «лечение» сотни тысяч рублей.

Ещё один медицинский обман - от имени Пенсионного фонда старикам пытаются продавать «высокоэффективные» дорогущие приборы и лекарства, которые на самом деле стоят копейки, причём преступники уверяют, что пенсионерам сделают хорошую скидку.

Здесь та же ситуация, что и с ЦБ - Пенсионный фонд также не имеет права ничем торговать.

Комментарий:

Иван КУЗЬМИН, замначальника отдела уголовного розыска по раскрытию преступлений против собственности ГУ МВД России по Иркутской области:

- В этом году у нас зарегистрировано около 800 случаев мошенничества, связанных с банковскими картами и электронными платежами. В прошлом году их было более 1100. На сегодняшний день 140 раскрытых уголовных дел направлено в суд, ещё 40 - находятся в производстве, по ним уже установлены подозреваемые.

Жертвами мошенников становятся люди почти всех возрастов - от несовершеннолетних до пожилых. Пенсионеры чаще всего страдают от «мобильных» преступников, которые звонят с сообщением о том, что «родственник» якобы попал в ДТП и ему срочно нужны деньги, чтобы «откупиться».

В этом году мы направили в суд дело двух граждан, которые так обманывали людей: один из них находился в Новосибирске, откуда и звонил пожилым, второй - работал в службе такси Иркутска и ездил по обманутым гражданам - собирал деньги, а потом часть переводил своему «напарнику». Более распространённый способ обмана (чуть больше половины от всех случаев), на который попадаются и молодые люди, - фиктивные продажи в Интернете. Механизм простой: преступник размещает в соцсетях или на сайте объявлений информацию о том, что что-то продаёт. А когда покупатель звонит, просит перевести предоплату.

Потерпевший отправляет деньги «в никуда», но, как правило, ничего за них не получает. Такие «покупки» совершают люди абсолютно разные: возраст, социальный статус и достаток абсолютно не играет роли. Преступником тоже может оказаться кто угодно - в этом году мы установили несудимую ранее девушку, которая сидела с ребёнком в декрете, но при этом фиктивно «торговала» в «Одноклассниках».