Страшный перегруз. Как нарушение правил привело к крушению Ан-12 в Сибири

Под Усть-Илимском рухнул примерно такой транспортный Ан-12. © / Commons.wikimedia.org

Причину авиакатастрофы, которая произошла 29 октября 1994 года под Усть-Илимском, смогут понять только те, кто жил в лихие 90-ые. Правил тогда не соблюдал никто, а выживали кто как может. Грузовой Ан-12 рухнул с невероятным перегрузом (он был причиной многих трагедий в небе в те годы), погиб экипаж и «попутные» пассажиры – всего 23 человека. 

   
   

Последний рейс

Упавший самолёт принадлежал компании «Аэроника» и летел из Южно-Сахалинска в Ермолино (это под Калугой) с посадками в Усть-Илимске и потом – в Омске.  Рейс был коммерческий, под завязку нагруженный на острове рыбой. Вдобавок Ан-12 имел на борту четыре автомашины. Нашлось место для 9 членов экипажа и 14 пассажиров. Сегодня такое представить себе невозможно – перегруз 7,5 тонн и нарушение всех правил.  А тогда каждый выживал и зарабатывал как получится.   

«Самолет столкнулся со склоном сопки в 2 километрах от ВПП, разрушился и загорелся, - значится в материалах расследования. - Заход на посадку выполнялся при погоде ниже минимума (облачность 150 м, в облаках обледенение). На предпосадочной прямой экипаж допустил снижение ниже глиссады. Погибли все 23 человека».

Могли уйти на запасной

Как и большинства других, этой авиакатастрофы можно было избежать. Перегруз перегрузом, а при плохой погоде, не соответствующей минимуму, экипажу предлагали уйти на запасной аэропорт, в Братск.  Но командир не согласился и попытался сесть в пункте назначения. В 94-ом обсуждалось две возможных причины: первая – пассажиры хотели сесть именно там, куда и летели, туда везли и автомобили; вторая – из соображений экономии на авиационнном бензине. Это был 94-ый год и топливо в этом северном городе было сильно дешевле, чем в других аэропортах региона. Тогда этот момент мог иметь решающее значение.       

Ан-12 считался самолетом-лабораторией, принадлежал Ермолинскому летно-исследовательскому испытательному предприятию, и на борту было 9 опытных пилотов. Подходя к аэропорту Усть-Илимска, экипаж не сообщил данные самолёта, не уточнил условия посадки при сложной погоде. И ещё масса мелких нарушений, которые все вместе привели к катастрофе. Самолет столкнулся с восточным склоном небольшой сопки, в начавшемся пожаре погибли все, кто был на борту.

   
   

Комиссия, расследовавшая причины этого ЧП, пришла к выводу, что экипаж потерял контроль за скоростью и высотой полёта при заходе на посадку ночью. Был отмечен недостаточный опыт полётов на этом типе самолётов у второго пилота корабля и штурмана, нарушение взаимодействия внутри экипажа. Впрочем, подробно выяснить это не удалось – после набора высоты над Южно-Сахалинском экипаж отключил бортовой самописец и снова включили его только на подлёте к Усть-Илимску.    

Ещё до катастрофы самолёт обледенел – сработала сигнализация, пилоты включили обогрев. На подходе к посадке погода соответствовала разрешённым параметрам, но уже через несколько минут видимость резко ухудшилась, руководитель полётов отправил рейс в Братск и принял решение об очистке взлётной полосы от наледи и прекращении приёма самолётов. Но рации у него не было и переговоров экипажа с диспетчером он не слышал, а потому не мог знать, что самолёт с Сахалина уже садится. Тем временем в кабине пилоты спорили при посадке (в выводах о причине катастрофы это дипломатично названо несогласованными действиями), а бортмеханика, советовавшего уйти на второй круг, просто никто не слышал. 

Пилоты увидели холм, в который они несутся, за секунду до катастрофы.