Голуметь: От «села 48 купцов» до разрушенного храма

Фото: Марии ОГНЕВОЙ

Для местного населения это было настоящим богатством, из блестящих монет они делали ожерелья, украшали ими одежду. Так и появилась в XVI-­XVII веках Голуметь ­ место, купленное за «голую медь».

   
   

Со временем населённый пункт стал самым настоящим торговым центром, куда отовсюду съезжались купцы. Бурно развивалась промышленность, процветало сельское хозяйство. Правда, сейчас это лишь воспоминания, бережно зафиксированные в летописных документах. Тем не менее, крупное сельское поселение Черемховского района, которое населяют свыше 2,5 тыс. человек, язык не повернётся назвать увядающим - при желании каждый может найти работу и обзавестись подсобным хозяйством. О том, чем когда-то славилась Голуметь и чем сегодня поражает приезжих, корреспондент «АиФ в ВС» расспросила людей, неравнодушных к будущему своей малой родины.

Торговцы и мятежники

Фото: Марии ОГНЕВОЙ

 С жаром, огромным старанием и чуточку волнуясь, об истории родного края мне рассказали голуметские школьницы. Девочкам не впервой выступать в роли экскурсоводов в национальных костюмах и водить гостей по залам краеведческого музея, разместившегося в трёхкомнатной квартирке на территории их учебного заведения. Сразу видно: такая «нагрузка» им по душе. А всё благодаря хранительнице экспонатов и по совместительству учителю истории Наталье КУЛАКОВОЙ, которая своей неуёмной энергией и патриотизмом, кажется, способна «заразить» кого

угодно.

- У меня и мальчишек много в группе. Проводим с ними тематические экскурсии, например, об истории самовара, чаепития в Сибири, о русской избе и печке, - с гордостью рассказывает педагог. - С не меньшим интересом слушают посетители и о непростой судьбе самой Голумети. Раньше её называли «селом сорока восьми купцов». Конечно, они не все тут жили, только несколько, остальные приезжали, к примеру, из Иркутска или Черемхова, держали здесь свои лавки. Вообще через наше село проходил торговый путь в Монголию, поэтому оно было своего рода перевалочной базой. Местные скупали у монголов кожу, различные ткани, а им продавали соль, мыло и другие необходимые товары. К концу XVIII века Голуметь превратилась в богатое купеческое село. Кстати, именно поэтому здесь во время Гражданской войны сформировался центр повстанческого движения - зажиточные крестьяне противились установлению советской власти.

«Сибирский Шаляпин» и К0

Впрочем, в нынешнее время «мятежный» дух в селе особо не чувствуется: жизнь идёт своим чередом, население стареет, молодёжь уезжает.

- А ведь все условия для жизни есть: почти 200 дворов стоят заброшенных, земля хорошая - обрабатывай и разбивай огород, да ещё речка рядом, - говорит глава поселения Леонид ЗАВОЗИН. - Дома для молодых специалистов по программе строятся, две школы действуют, два детских сада, больница, связь, транспорт, крупные крестьянско-фермерские хозяйства, даже спортивный клуб «Атлант» с бассейном.

Да и в культурном плане Голумети есть чем похвастаться. Взять самобытный народный театр «Радуга», который объездил с гастролями множество деревень и сёл Приангарья. Первый спектакль под руководством талантливого режиссёра и поэта, воспевающего красоту голуметской природы, Иннокентия Пшеничникова был поставлен ещё в 1962 году. И хотя идейный вдохновитель ушёл на заслуженный отдых, его «детище» продолжает развиваться, приглашая на сцену всё новых и новых артистов.

   
   

Самыми добрыми словами вспоминают в Голумети и ещё одного одарённого человека - «чудака» Георгия Петровича Романенко, которого, увы, уже нет в живых. Одарённый талантом художник-самоучка, он всю до копейки пенсию тратил на краски и материалы, а потом раздаривал картины друзьям и знакомым. «На что жил? Не знаем!», - признаются местные.

Но в первых рядах самых известных и всеми уважаемых уроженцев Голумети, конечно же, идёт «сибирский Шаляпин», заслуженный артист России Леонид Михайлович ХАРИТОНОВ. Будучи солистом Краснознамённого ансамбля песни и пляски имени Александровна, он объездил с концертами весь мир, пел с французской знаменитостью Мирей Матьё, выступал в доме-музее Шаляпина. К слову, с семьёй первого баса России «бас из Голумети» дружит очень давно: дочь легендарного певца даже подарила Харитонову отцовский рояль, который и по сей день стоит в его квартире и звучит так же величественно, как много лет назад. Несмотря на популярность, Леонид Михайлович регулярно приезжает на родину и чем может помогает односельчанам.

Святая миссия…невыполнима?

Особо благодарны знаменитому земляку за внимание и финансовую поддержку священник Димитрий БЕЛЬКОВ и матушка Анна, которые вот уже десять лет занимаются восстановлением уникального и некогда красивейшего Свято-Никольского храма, выполненного в неповторимом русско-византийском стиле.

 
Фото: Марии ОГНЕВОЙ 

 - Когда в 2001 году мы переехали сюда по направлению митрополита Иркутского и Ангарского Вадима, перед нами открылось печальное зрелище: здание церкви, возведённое в начале XX века, оказалось практически разрушено. И это при том, что оно значилось в списке памятников истории и культуры, а с сельсоветом был заключён договор на его охрану. Вместо этого сначала там устроили зерносклад, потом строение стали потихоньку растаскивать (сорвали добротные половицы, разрушили карнизы, сломали оконные решётки с фигурными крестами), в итоге святое место превратилось в пастбище для скота, - еле сдерживая слёзы, вспоминает матушка.

Всё, что удалось на сегодняшний день сделать - вдохнуть новую жизнь в купола, установить колокола, привести в порядок стены, фундамент, пол - всё лишь пожертвованиями прихожан и усилиями батюшки, который лично ездил и договаривался с рабочими, искал спонсоров. А дело это не из лёгких. Это раньше купцы-меценаты не скупились, вкладывая колоссальные средства в строительство тех или иных знаковых объектов, потому и Свято-Никольский храм «вырос» за каких-то три года. Сколько сейчас понадобится десятилетий на его реставрацию с учётом росписи, как говорится, одному Господу известно.

Между тем хватает у матушки Анны и других хлопот. Так, она организовала при небольшом действующем приходе воскресную школу для детишек из неблагополучных и многодетных семей, с которыми они ставят спектакли, изучают закон Божий, основы православной веры и историю, занимаются бисероплетением и вышиванием.

- Мы принимаем деток с трёх лет, одеваем их, обуваем, кормим, - рассказывает матушка. - Главная наша цель - сделать так, чтобы церковь для них не была пугалом, а, напротив, стала неким убежищем, прежде всего духовным.

Кстати

С 2003 года в Свято-Никольский храм стали возвращаться утраченные образа. Одну из икон Святого Николая добрые люди выкупили из антикварной лавки в Иркутске, у другой - куда более драматичная история. В 1934 году, когда богоборцы громили церкви, в Голуметь направили специальную группу, призванную уничтожить храм. Но её руководитель позволил жителям окрестных деревень в течение трёх дней забрать иконы и церковную утварь. Марфа Иванова, родная сестра матери Леонида Харитонова, примчалась в Голуметь из Нижней Ирети и спасла несколько святых образов, среди которых была и икона святителя Николая Чудотворца. Почти 40 лет она хранилась в амбаре, после чего сын женщины Виктор, углядев эту «доску», приспособил её у входа в сени ликом вниз, набросив сверху старую тряпку, о которую гости вытирали ноги. Когда она обнаружила эту доску-икону, то была просто потрясена. И срочно отправила образ в Москву, где в течение двух месяцев реставратор занимался его восстановлением. А на многих иконах остались следы от пуль и ударов топора.  

Смотрите также: