Экспорт в режиме поиска. Иркутская область расширяет рынки сбыта за рубежом

Не лесом единым. Бижутерию, пано, натуральную косметику, спортивное питание Иркутская область тоже экспортирует. В конце мая Торгово-промышленная палата Восточной Сибири (ТПП ВС) создала Клуб экспортёров Иркутской области. «АиФ в ВС» разбирался, что и в какие страны продаёт регион.

   
   

До последнего полена

Третья часть всего экспорта Иркутской области в 2021 году пришлась на распиленные и необработанные лесоматериалы (18,4%), целлюлозу (12%) и крафт-бумагу, картон (2%). Всё вместе продали иностранцам за 2,7 млрд долларов, следует из данных регионального министерства экономического развития и промышленности.

Это без учёта 49,7 млн долларов, заработанных на продаже вязанок хвороста, поленьев, сучьев и прочей топливной древесины. Масштабы вырубки таковы, что даже щепки приносят миллионы. По сведениям «Рослесинфорга», в прошлом году в Иркутской области заготовили 32,7 млн куб. м древесины. По этому показателю среди регионов России мы на первом месте, за нами - Красноярский край с 24,6 млн куб. м.

Третья часть всего экспорта Иркутской области в 2021 году пришлась на распиленные и необработанные лесоматериалы (18,4%), целлюлозу (12%) и крафт-бумагу, картон (2%).

Ещё 27,5% в объёме экспорта занимает сырая нефть, 26,7% - необработанный алюминий, 3,5% - проволока алюминиевая и 2,1% - каменный уголь. Вместе с лесопродукцией и целлюлозой эти товарные позиции дают более 90% удельного и стоимостного объёма экспорта, который по итогам прошлого года составил 8,4 млрд долларов.

Половина всей экспортной продукции - 50,1% - реализуется в Китае. На втором месте по объёму сбыта находится Япония - 9,4%, на третьем - Турция с 8,5%.

«Пока у нас преобладают крупные экспортёры, - цитирует пресс-служба ТПП ВС министра экономического развития и промышленности Иркутской области Наталью Гершун. - Большая задача, в том числе и Клуба экспортеров, - изменить структуру экспорта, сместить акценты на увеличение количества товаров, вовлечь в экспортную деятельность как можно больше субъектов малого и среднего предпринимательства. Увеличение экспорта - самая главная составляющая конкурентоспособности нашей экономики».

   
   

Удержать объёмы

В 2021 году продажей товаров за рубеж в Приангарье занималось 648 субъектов малого и среднего предпринимательства, их доля в общем объёме экспорта составила 22%.

«В основном малый и средний бизнес экспортировал пиломатериалы, продукцию агропромышленного комплекса, стройматериалы и промышленное оборудование, общий объём несырьевого энергетического экспорта по итогам прошлого года превысил 1,2 млрд долларов, - рассказывает руководитель Центра поддержки экспорта Иркутской области Денис Пономарев. - Самый популярный экспортируемый товар - продукция деревообрабатывающей промышленности. К числу необычных товаров, экспортируемых предпринимателями области, можно отнести нефритовые камни для виски, доски для йоги, телескопы, пано из переработанного стекла».

Основными рынками сбыта для товаров, которые производит малый и средний бизнес Иркутской области, являются Китай, Монголия, Казахстан, Узбекистан, Беларусь, Турция. Экономические санкции эти границы не закрыли, но привели к нехватке комплектующих для производства экспортной продукции, отмечают в Центре поддержки экспорта. Многие предприниматели столкнулись с проблемой логистики. Возникли трудности с получением денег за реализованный за границей товар. В связи с этим одни экспортёры решили переориентироваться на российский рынок, другие занялись поиском выхода на новые рынки такие как Индия, Иран, Марокко, ОАЭ.

По мнению Дениса Пономарева, главная задача в нынешних реалиях - удержать экспорт на уровне 2021 года.

ЯЗЫКОМ ЦИФР
94% экспортёров Иркутской области – представители малого и среднего бизнеса.

КОММЕНТАРИЙ

Ильдус Галяутдинов, руководитель общественной организации предпринимателей Иркутской области:

«Когда на Экспортном совете при губернаторе прозвучало, что в Иркутской области более 600 субъектов малого и среднего бизнеса занимаются экспортом, я воскликнул: «Так их же надо беречь и лелеять!». А у нас что делают? В Приангарье малый бизнес живёт в налоговой удавке - у нас она затянута покрепче, чем в других регионах.

Да, можно ввести налоговые льготы для экспортёров, чтобы поддержать развитие экспорта, но это частности. Системных, образующих изменений на государственном уровне как не было, так и нет. Нужно фундаментально менять подход к поддержке малого бизнеса, тогда и экспорт будет развиваться не искусственным, а естественным путём».