Генералы золотых карьеров. Будни водителей карьерных самосвалов

При слове «золото» большинство людей представит себе кольца, серьги и другие украшения. Кто-то вспомнит, что благородный металл используют в микросхемах. А ещё золотой запас ‒ это «твёрдая валюта» в виде слитков. но прежде чем стать конечным продуктом, золото проходит длинный путь, на котором его сопровождает множество людей самых различных профессий. Сегодня мы расскажем о тех, для кого золото ‒ лишь доли процента среди тонн груза.

   
   

Машина ‒ зверь!

Вернинский горно-обогатительный комбинат в Бодайбинском районе – одно из самых молодых предприятий в активе компании «Полюс». Промышленная разработка месторождения началась здесь в 2011 году.

На дне карьера глубиной в десятки метров трудятся экскаваторы и бульдозеры. Доставить добытую золотоносную породу на золотоизвлекательную фабрику, а пустую – к отвалам, это задача работников горнотранспортного цеха (ГТЦ), в котором работают 29 многотонных карьерных самосвалов, 8 фронтальных погрузчиков, 6 экскаваторов и 4 автогрейдера. И конечно же, горнотранспортный цех – это люди. Полная штатная численность подразделения – 193 специалиста: ремонтники, дорожная служба и водители самосвалов.

Фото: Полюс Вернинское

«Экипаж одной машины включает троих человек, – рассказывает водитель самосвала Андрей Макаренко. – Один работает в дневную смену, другой – в ночную, а третий находится в межвахтовом отпуске».

Карьерный самосвал – гигантская машина. Андрей Макаренко работает на Komatsu HD1500. Грузовик весит более 100 тонн и способен перевозить 142 тонны груза. Автомобиль возвышается над землёй на 6,5 метра, а его баки вмещают две с лишним тонны солярки. За смену машина сжигает более тонны топлива. Техника постоянно обновляется. Только в 2022 году на карьер поступили новый экскаватор Komatsu PC400, погрузчик WA500 и автогрейдер ДЗ-98. Сейчас готовятся начать работу четыре новых самосвала Komatsu HD785-7. Из-за крупных габаритов машины привозят в разобранном виде и собирают уже на карьере. Техника встанет в строй в ноябре.

Вахта водителя длится два месяца: месяц человек работает в день, потом ему даётся день на пересменку, и следующий месяц – в ночь. Рабочая смена составляет 12 часов с часовым перерывом на обед. После двух месяцев такого интенсивного труда вахтовика ждёт один месяц отдыха. А вот машинам покой только снится.

«Мотор самосвала глушится только на время обеденного перерыва и когда машина стоит на ремонте или техобслуживании, – говорит Андрей Макаренко».
Андрей Макаренко.  Фото: Полюс Вернинское

Работа для настоящих мужчин

Чтобы сидеть за рулём этих исполинов мира машин, нужно получить специальное образование, а потом сдать на права, но не в ГИБДД, а в Ростехнадзоре.

«Когда человек приходит на карьер, сразу ему современную технику не доверят, нужно показать себя на более старых машинах, – рассказывает Андрей Макаренко. – Если увидят, что ты не «раздолбай», что следишь за техническим состоянием, что с навыками водителя всё в порядке – дадут более современный транспорт. На четыре новых самосвала, которые сейчас собираются, пересадят тех, кто себя проявил, а их машины достанутся коллегам, которые сейчас работают на стареньких «БЕЛАЗах».

Рабочий день водителя начинается с получения задания от начальника цеха, затем нужно принять у сменщика машину, осмотреть её на предмет неисправностей и отправляться на выезд.

Куда именно ехать водителю, решает автоматизированная система управления горнотранспортным комплексом Wenco. Она отслеживает, какой экскаватор освободился, и отправляет самосвал к нему, перебрасывает машины между маршрутами: везти руду на фабрику, пустую, так называемую «вскрышную» породу к отвалам или отработанные фабрикой «хвосты» к месту их складирования. За смену водитель делает более 20 рейсов, накатывая около 200 километров.

«В ночную смену работать сложнее, – делится водитель Владимир Хащевский.  – Как бы ты ни отсыпался днём, ночь есть ночь. Однако наши действия постоянно координирует горный диспетчер, автоматика. Постоянная включённость в процесс не даёт задремать. Ремонтная и дорожная службы тоже работают днём и ночью».
Владимир Хащевский Фото: Полюс Вернинское

В компании «Полюс» уделяют большое внимание квалификации сотрудников. Например, с этой целью устраивают между бизнес-единицами из всех регионов присутствия «Полюса» конкурсы профессионального мастерства.

В 2022 году Андрей Макаренко занял на таком чемпионате третье место в номинации «Лучший водитель самосвала Komatsu HD1500». «Пилотам» многотонных машин нужно было чётко выполнить все этапы: проехать по маршруту, не задев сигнальные фишки, сымитировать погрузку и разгрузку, заезд в гараж. В какой-то момент нужно было пропустить между колёс две стеклянные вазы, и, отклонившись буквально на пять сантиметров, водитель бы их раздавил.

Слаженная работа

За сутки самосвалы перевозят на отвалы и золотоизвлекательную фабрику около 40 тысяч кубометров породы, а в год Вернинский ГОК перерабатывает более 3,5 млн тонн руды. Шестикилометровый путь со дна карьера до фабрики почти всё время идёт в гору, по дороге-серпантину. В среднем машина движется по нему со скоростью 18 километров в час. Вниз едет быстрее, но конструкция самосвала такова, что быстрее 55 км/ч двигаться невозможно. Это сделано в целях безопасности, ведь разогнавшийся автомобиль такой массы становится неуправляемым.

Другой важный момент – состояние дорог, по которым передвигаются самосвалы. Ведь работы не прекращаются ни в снег, ни в дождь, ни в гололедицу, и нужно обеспечить безопасность людей и техники. За это отвечают дорожные мастера. Они подсыпают щебень, ровняют дороги. Материал для подсыпки производит дробильно-сортировочный комплекс, а сырьём служит вскрышная порода.

Фото: Полюс Вернинское

Слесарная служба занимается ремонтом и техобслуживанием техники. Самосвалам положено проходить ТО каждые 500 часов работы двигателя. Самое простое обслуживание – это замена масла и фильтров. Каждую тысячу моточасов в профилактике нуждается коробка передач. Колёса меняют после того, как самосвал проедет 120 тысяч километров, то есть раз в полтора-два года. Как правило, водитель помогает слесарям приводить в порядок его машину.

За слаженную работу всех подразделений цеха отвечают два руководителя, которые тоже сменяют друг друга вахтовым методом. Продолжительность их вахты составляет 1,5 месяца.

«Я возглавляю ГТЦ с 2020 года, до этого занимал должность старшего механика, – говорит начальник горнотранспортного цеха Сергей Тинников.  – На новом месте работать сложнее, но и интереснее. Перед тобой стоит на порядок больше задач, ведь руководитель отвечает за всё: техническое состояние парка машин, производственные и бытовые моменты, чтобы люди были накормлены и находились в тепле, чтобы не было накладок со снабжением. Нужно вникать и в семейные ситуации сотрудников».

   
   
Сергей Тинников Фото: Полюс Вернинское

Сергей Тинников ежедневно контролирует работу всех вверенных ему подразделений. С утра ставит задачи водителям, заступающим на дневную смену, и ремонтной службе. После этого наступает время общения с подрядчиками, которые занимаются обслуживанием техники. Основное внимание уделяет именно тому, чтобы все самосвалы, грейдеры и погрузчики были исправны.

Кроме того, в течение дня начальник цеха обязательно находит время, чтобы посетить одну из дорог и лично проконтролировать, в каком она состоянии, справляются ли с поставленной задачей дорожники. Завершается рабочий день производственной планёркой и выдачей нарядов водителям, которые выходят в ночную смену.

«Начальника у нас уважают, и в целом народ за свои места держится, текучки практически нет, – говорит Андрей Макаренко.  – Зарплата хорошая, виден прогресс и в бытовом плане, и в плане технического оснащения. Пользуясь случаем, хочу передать слова благодарности нашим механикам: Евгению Тимофееву, Саяну Цыденову, Алексею Паранину. Благодаря мужикам мы всегда уверены, что машина не подведёт».

Дружная и слаженная работа всех подразделений цеха, в целом всех подразделений компании «Полюс Вернинское» даёт свои плоды: ежегодно объём производства золота растёт. В 2022 году золотодобытчики планируют выпустить более 9 тонн драгметалла.

Кстати

Карьер несколько раз посещали представители японской фирмы – производителя самосвалов. Они расспрашивали водителей об опыте эксплуатации и применили эти знания при разработке более современных моделей техники. Например, теперь клапаны топливной системы находятся с двух сторон, и самосвалу не нужно тратить время на разворот, чтобы подъехать к машине-заправщику.