Весной дорожали куриные яйца, потом — картошка и лук. Подорожания молока и сливочного масла в Иркутске ждали — и понимали, что оно неизбежно, ведь в начале года коров на юге области буквально скосил ЗУД (заразный узелковый дерматит), и поголовье значительно уменьшилось. Сразу после вспышки болезни пообещали, что цены удастся сдержать, — и первые полгода так оно и было, полки в магазинах были заставлены продукцией из Красноярского края и Новосибирска. Гром грянул в октябре.
Вам по 100 рублей или 170?
Официальная средняя цена на молоко в Иркутске, которую выдаёт Иркутскстат, — 86 рублей. Народ пожимает плечами — и такое есть, хотя дешевле 90 рублей за литр — нынче большой дефицит.
«А где молоко из деревни Филимоново в Красноярском крае, что я всегда покупаю? — спросила в супермаркете у дома. — Оно вкусное и недорогое, по 72 рубля за пакет.
— Так поэтому его и нет практически, — отвечают. — Расхватывают, надо приходить, когда привоз. Дефицит»!
Где-то я уже слышала эти формулировки. В советском детстве, и там формулировки «привоз», «выбросили товар» и «дефицит» были в ходу, правда, молока это не касалось. Касалось в основном всяких колбас. А сейчас — другое дело.
На полках супермаркетов — специально обошла несколько — ровными рядами выставлены бутылки с молоком от 130 до 180 рублей за бутылку (в зависимости от объёма и производителя), особняком разве что опять красноярское, оно стоит около сотни — но надо караулить, или, как говорили лет 50 назад, «достать». Работающие люди резервов времени, для того чтобы днём бывать в магазинах, не имеют. Молоко в пакетах — более «доступное» по цене, около сотни.
Дешевле не будет
«Почему так? — задаю вопрос эксперту, депутату думы Иркутского района и директору крупной молочной фермы Фирузу Мирвалиеву. — Производители ценник поднимают»?
«Когда бы так, — вздыхает он. — Продукция сдаётся на переработку по 35 рублей за литр, и это „красная цена“, причём она включает доставку. А вот дальше идёт сильное подорожание: с завода она уходит уже по 60 рублей, и это минимальная стоимость. Потому что выросли затраты на упаковку — примерно на 20 %, на запчасти для техники, на зарплаты. А дальше уже накручивают своё торговые сети. Очень сильно нас подкосила инфекция, которая уничтожила в начале 2024 года серьёзную часть стада, а это значит — в регионе упало производство молока, его банально не хватает».
Выручали поставщики из Красноярского края — там поголовье, по словам специалистов, в 2-3 раза больше, плюс меры поддержки и субсидии. Вот в Иркутск и повезли продукцию с ферм вокруг Канска, это один из ближайших городов соседнего края. И всё было неплохо, пока не оказалось, что молока и там стало меньше — уже из-за роста цен на хорошее сливочное масло.
На сливочное масло я особенного внимания не обращаю — и 200-граммовый брусочек за 250-300 рублей вроде как нормально. Но пенсионерки жалуются — стало совсем дорого, надо, как в 90-е, переходить на маргарин. На глазах закупали, вздыхая, недорогие спреды из растительного масла и маргарина, причём сразу по 6 штук — так дешевле, во многих супермаркетах дают скидку.
«Настоящее коровье масло обходится у нас, в Сибири, в 650-810 рублей за килограмм, — подсчитывает Фируз Мирвалиев. — Это я называю расходы на производстве. А как иначе? Литр молока стоит 35 рублей, а солярка — 75 рублей. Это ж сколько надо молока, чтобы завод работал не в убыток? Стандартная накрутка предприятия — 40 %. Итого килограмм масла продаётся по 1200-1300 рублей и дороже. Вариантов нет».
Увы, по мнению эксперта (с ним согласны и другие), пока сказать о том, что скоро молочная продукция подешевеет, — нельзя. К ценам придётся привыкнуть, заменять качественное масло маргарином, например. Сейчас любители хлеба с маслом скупают продукцию впрок. Но много не запасёшь — всё имеет срок годности. Максимум месяца три. Для топлёного продукта этот срок много больше — год, при подходящих условиях и больше.