К сожалению, единого стандарта для заполнения квитанции на оплату услуг ЖКХ не существует. И этим успешно пользуются управляющие организации, внося в «квиток» различные наименования услуг.
Без подмены понятий
Но всё же не стоит идти на поводу у жилищных контор и соглашаться с любыми их нововведениями. - В статье 154 Жилищного кодекса чётко прописана структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, - отмечает наш эксперт, первый заместитель мэра администрации Шелеховского муниципального района, к.э.н., преподаватель кафедры экономики и государственного управления БГУЭП Светлана Щепина. - Она включает в себя, во-первых, плату за содержание и ремонт жилого помещения и, во-вторых, плату за коммунальные услуги, к которым относятся холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газо-снабжение и отопление. Поэтому эти услуги именно так, а не как-то иначе (например, некоторые управляющие организации вводят такие понятия, как подпитка ГВС, подогрев ГВС, водоотведение ГВС, ХВС) должны быть обозначены в квитанции. Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг зависит от степени благоустройства многоквартирного дома.
Размер оплаты за коммунальные услуги определяется, исходя из показаний приборов учёта, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг. То есть тарифы коммунальных организаций умножаются на нормативы потребления услуг или, если установлены счётчики, на их показания.
Что касается появления в квитанциях таких строк, как «подпитка», «подогрев», «водоотведение ГВС», «водоотведение ХВС», то до потребителей не обязательно доносить все тонкости технического процесса, считает Светлана Щепина. «В платёжках собственники должны видеть вместо двух услуг «подпитка» и «подогрев ГВС» одну - «горячее водоснабжение», вместо «водоотведение ГВС» и «водоотведение ХВС» - просто «водоотведение», - поясняет эксперт.
Технические тонкости
Однако представители управляющих компаний с этим не согласны.
- Мы разделяем горячее водоснабжение на подогрев и подпитку не случайно. Дело в том, что поставщик, в частности, Иркутская городская теплосбытовая компания, выставляет нам тариф на потреблённую энергию, которая необходима для подогрева 1 куб. м холодной воды. И мы считаем нужным разъяснить собственникам, из чего складывается тариф на горячее водоснабжение, - говорит финансовый директор Иркутской процессинговой компании Екатерина Гончарова. - Кроме того, такой подход позволяет делать точный перерасчёт, если вдруг в какие-то периоды вода подавалась ненадлежащего качества. Во многих домах сегодня стоят общедомовые приборы учёта, которые фиксируют все температурные режимы, в конце года эти данные снимаются, и на их основании при необходимости производится перерасчёт платы за горячее водоснабжение.
Важно:
Жилищные услуги, которые включают в себя услуги по управлению, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества. Все они в квитанции должны занимать одну (!) строку. Вывоз мусора, освещение мест общего пользования и содержание общедомовых приборов учёта не должны выделяться как отдельные виды услуг, так как они входят в понятие «содержание жилья».
- По вопросу освещения мест общего пользования ведутся дискуссии: относить эту услугу к жилищным или коммунальным, - разъясняет Светлана Щепина. - Но, по-моему, совершенно очевидно, что если есть общедомовой прибор учёта потребления электроэнергии, то освещение мест общего пользования входит в понятие коммунальной услуги «энергоснабжение».
Смотрите также:
- Призрачная прозрачность: какой вариант оплаты коммуналки оптимальный? →
- ...Показания счетчиков на воду не учитываются? →
- Новые коммунальные правила →