Сотрудники региональных редакций АиФ.ru пролистали газетные подшивки, посетили тематические выставки и поговорили с историками, чтобы узнать, как готовились, как отмечали и как поздравляли друг друга с зимними праздниками горожане в России в течение последнего столетия.
Новогодних традиций в том виде, к которым мы привыкли, в России не было примерно до середины XIX века. До этого времени главными зимними праздниками были Святки - 12 дней от Рождества (7 января) до Крещения (19 января).
Так, в Сибири молодежь обычно собиралась в больших домах, чтобы потанцевать. Например, в Иркутске на таких посиделках было принято играть в жмурки, которые иркутяне называли «имальцы» (от слова «имать» - брать).
Святочные обычаи стали забываться в городской среде ближе к 1900-м годам, когда на смену Святкам пришли светские традиции встречи Рождества и Нового года.
В эти времена в городах в моду вошли большие новогодние балы и маскарады. Например, в Иркутске предприимчивый купец Второв даже придумал проводить на Рождество особый Ситцевый бал. Ситец не пользовался успехом зимой и, обещая приз за лучший ситцевый маскарадный костюм, Второв сбывал невостребованный товар.
Новый год отмечали в гимназиях и школах, клубах и общественных собраниях. Открывались передвижные цирки, приезжали зверинцы, устраивались разнообразные концерты и представления. Например, был весьма популярен «электротеатр»: кино, тогда еще новинка!
Важные мелочи
Составить представление о праздниках прошлого нам помогают самые разные предметы того времени – открытки, игрушки и газеты.
Например, в Оренбурге сохранились газеты 1913 года, читая которые можно получить представление о том, насколько праздник был важен для торгового люда. Через газету купцы рекламировали свои товары – от елочных игрушек и сладостей до золота и бриллиантов.
Кстати, одним из первых елочных украшений, промышленно выпускаемых в России, стали стеклянные бусы. Модными были стеклянные блестящие шарики, игрушки из ваты (белочки, козлики, зайчики, слоники и др.), а также плоские бумажные игрушки с рисунками с обеих сторон. Купить изящные елочные украшения могли только богатые люди, поскольку одно украшение иногда стоило целое месячное жалование врача или трех библиотекарей. К слову, красочный материал о том, как менялись новогодние украшения за последние 200 лет, подготовил «АиФ-Прикамье»: здесь вы можете прочитать о том, каким образом связаны ракеты, спутники, кукурузные початки и новогодняя игрушка.
Гораздо более популярными, чем сейчас, в свое время были новогодние открытки. Некоторые коллекционные открытки можно увидеть на сайте «АиФ-Казань». Кстати, вы наверняка не знали, что на открытках XIX века часто изображались... мухоморы. Считалось, что эти грибы приносят удачу и процветание.
Новое или хорошо забытое старое
Пожалуй, сегодня трудно найти в новогодних торжествах то, чего не было при прадедах.
Заказ новогодних столиков? Нет проблем! Клуб Вольно-пожарного общества в Красноярске предлагал за 1 рубль выбор из трёх блюд и входной билет на вечер, где ожидались танцы «до 4-х ночи».
Новогодние костюмы? Пожалуйста! Их в разнообразии предлагал торговый дом Гадалова. Более того - костюмер из театра им. Пушкина делал маскарадные костюмы на заказ. Причём это были не просто «белочки» и «лисички». Костюм «Городская дума» - каково?! Особенно если учесть, что он представлял собой огромную ходячую куклу… без головы.
Наши прадеды активно покупали новогодние украшения, серпантин и конфетти, шампанское и фрукты. Причём многие магазины заманивали к себе знаете чем? «Московскими ценами»! Сейчас этот слоган вряд ли кого-то привлечёт. А вот сто лет назад он означал, что товар дешёв и на него не взвинчены цены из-за долгой доставки по железной дороге из европейской России.
А еще сто лет назад была привычной «праздничная драка». На Новый год молодёжь собиралась и шла «стенка на стенку». Вот как описывалось это происшествие в Уяре (город в Красноярском крае): «…во время праздников местные жители устроили праздничную драку, в которой ранено несколько человек. Раненые отправлены в Канскую больницу».
Ну и, конечно же, очень давно в России существует традиция проведения уличных празднеств. В начале XX века повсеместно в городах на площадях ставили Новогодние ели и заливали катки, устраивали ярмарки и строили высокие ледяные горы. В Иркутске абонемент на каток для учащихся стоил 3 рубля, а для остальных - все 6.
Советские традиции
После революции большевики начали целенаправленно бороться с Рождеством как «пережитком», разъяснять его «контрреволюционную сущность».
В 1922 году Рождество в городах праздновали очень своеобразно. Большевики читали доклады, ставили антирелигиозные спектакли, устраивали уличные шествия, на которых сжигали иконы. Люди праздновали Новый год и Рождество в кругу семьи. В 29-м году праздник отменили совсем. Запретили даже ставить елку, а Рождество перестало быть выходным днем. «По улицам ходили дежурные, - рассказала нам о Ленинграде тех лет старший научный сотрудник Государственного музея истории Петербурга Юлия Калинина. – Они заглядывали в окна и смотрели, не горят ли в домах огоньки на елке. Люди срубали елку, распиливали ее на несколько частей и в мешке несли домой – чтобы дежурные не заметили».
Даже сознательным пролетариям было жалко расставаться с праздником – ведь у всех дети, внуки, да и сами выпить-закусить-погулять были не прочь. Взамен Роджества стал культивироваться Новый год. Свидетельство тому – хранящаяся в Пермском госархиве инструкция Наркомата просвещения РСФСР «О правилах проведения новогодних праздников».
Тогда же главным новогодним блюдом в стране стали пельмени. Нехитрое, но сытное блюдо превратилось в главный народный деликатес. Воспоминания о праздновании Нового года в советское время собрал «АиФ-Челябинск».
В годы войны вместо поздравлений на открытках печатались стихи, направленные на поднятие боевого духа. На советской открытке Дед Мороз – этакий бородач с автоматом ППШ вместо посоха и мешком гранат-«лимонок». Тут же четверостишье:
«Дед Мороз под Новый год
Грозный делает обход,
Чтобы всей фашистской своре
Навсегда исчезнуть вскоре».
АиФ-Петербург рассказывает, о том, как мужественно отмечали праздник в блокадном Ленинграде. 31 декабря 41-го в городе прошли детские новогодние елки. Основными блюдами праздничного стола были соевые отходы, столярный клей и дуранда – спрессованные семена подсолнуха. В 43-м году появились овощи. Даже во время блокады детей в детских домах и больницах навещал Дед Мороз. С 1947 года 1 января объявлено выходным днем.
Долгое время новогоднее настрение граждане создавали себе исключительно сами. Пресса не баловала хозяек полезными советами и рецептами блюд для праздничного стола. Так, в материале АиФ-Урал рассказывается о выставке, посвященной Новому 1953 году.
Смотреть на праздничные номера газет «На смену!» и «Уральский рабочий» до изумления странно. Переворачивая одну страницу за другой в поисках хоть какого-то намека на торжество, натыкаешься разве что на маленький тост да слова всего-то одной песни. Никаких советов хозяйке по убранству дома, никакой программы праздничных телевизионных передач, да и рецептов не нашлось.
«Может, в каких-то федеральных специализированных женских изданиях такая информация и встречалась, но только не в свердловских газетах того времени. Да и вообще материалов увеселительного характера практически не было», – отмечают кураторы проекта. Слова поздравлений из региональных газет 1953 года относились лишь к теме выполненного плана и обещаниям с новыми силами взяться за новый, «чтобы жизнь советского человека стала лучше».
Впрочем, не было у наших бабушек и дедушек и каникул после 1 января. Уже 2 января вся страна поднималась спозаранку и шла работать. Так было и в советское, и даже в царское время. Например, 2 января в Красноярске городская Дума вышла на работу, чтобы обсудить городской бюджет. Зато имели место рождественские каникулы. Например, для судов «неприсутственные дни» начинались 24 декабря, а заканчивались лишь 1 января. Наемные работники отдыхали, обязуясь выполнять только срочные работы. Ну и, конечно, ликовала детвора - как и сегодня, у неё были каникулы вплоть до 7 января.