Ощущение дома. Поможет ли сила Байкала возродить отечественное кино?

Анна Матисон и Сергей Безруков на премьере фильма «Млечный путь» в Иркутске. © / Анрей Федоров / Из личного архива

В Иркутске кинематографический год уже можно считать открытым: иркутяне первыми увидели ожидаемый в России фильм «Млечный путь», который всей остальной стране покажут только 1 января.

   
   

Такая честь выпала жителям столицы Приангарья не случайно: во-первых, режиссёр и автор сценария фильма Анна Матисон - из Иркутска, во-вторых, основная часть событий комедии разворачивается в прямом смысле на льду Байкала. Да и сама жемчужина планеты, по задумке авторов, из простой декорации превращается в одного из главных героев киноленты.

Уже по названию понятно, что звёзд в фильме хватает, притом не только тех, что щедрой рукой дизайнера нарисованы в небе над великим озером. Сияет картина и актёрским составом: Владимир Меньшов, Валентин Гафт, Марина Александрова, в минутном эпизоде «засветился» даже иркутянин Денис Мацуев. А главную роль в фильме исполнил Сергей БЕЗРУКОВ, который перед премьерой в очередной раз приехал в Иркутск, чтобы вместе с Анной Матисон представить киноленту первым зрителям.

Пианист Денис Мацуев, режиссер Анна Матисон и Сергей Безруков во время съемок. Фото: Из личного архива/ Фото предоставлено пресс-службой ООО «Двадцатый Век Фокс СНГ»

«Всё настоящее»

Досье:
Анна Матисон родилась в Иркутске в 1983 году. Закончила международный факультет ИГУ. В Иркутске основала производственную студию и сняла полнометражный фильм «Сатисфакция» с Евгением Гришковцом в главной роли. В 2008 году переехала в Москву, где окончила сценарный факультет ВГИКа. Написала сценарии для фильмов «Ёлки 2,3, 1914».
- Все ждали, кого я на этот раз сыграю, думали: «Опять какой-нибудь великий человек». И я сыграл самого великого человека - иркутянина. С этой картины я ваш земляк, - пошутил Безруков перед премьерой. - А вот Аня - ваша землячка по-настоящему.

Впрочем, жители области уже давно принимают актёра за своего, так часто он стал бывать в Приангарье, притом не только по долгу кинослужбы, но и для души.

- Мне 42 года, за которые я был на Байкале, наверное, раз пять точно, а мои друзья не были, - признался Безруков. - Мы все в школе учили географию, знаем, где находится великое озеро, помним его глубину, эндемиков можем назвать - нерпу, голомянку… Но для большинства моих коллег место, где вы живёте, - это настоящий край земли - сказка, в которой они никогда не были.

   
   

По словам актёра, создатели фильма хотели сделать байкальскую сказку доступной для всех жителей страны.

- Мы стремились показать Иркутск и Байкал такими, какими их видим мы - те, кто родился и вырос здесь, - поделилась Анна Матисон. - У нас не было цели сделать какой-нибудь этнографический, научно-популярный фильм и твердить, как на уроке географии: «Это лёд, а это пещеры». Мы снимали лирическую комедию, действие которой происходит на Байкале. И пытались показать наши края так, чтобы зрителям из разных уголков страны тоже захотелось здесь оказаться, притом именно зимой, когда на Байкале сказочно красиво. Когда мы показывали кадры с видами озера нашим коллегам, они удивлялись: «Это что, компьютерная графика?» Но там нет никакой графики - и трещины, и лёд, и скалы - всё настоящее.

Фото: Из личного архива/ Андрей Фёдоров

«Ты дома, и всё хорошо»

Сама режиссёр называет свой фильм «нетипичным» для современного кинопроката - мол, кино получилось доброе, семейное, «без эпатажа». А вот персонаж Сергея Безрукова Андрей Кайгородов хоть и добрый, но в картине почти не улыбается. Актёр объясняет: простым людям (а Кайгородов по сюжету простой иркутянин, который переехал в Москву и вернулся в родные края на новогодние праздники - повидать детей, а заодно развестись с женой) не до улыбок, ведь жизнь у них сегодня непростая.

Зимний Байкал. Фото: Из личного архива/ Алексей Байфа

- «Простой» человек не значит «заурядный», - оговаривается артист. - Но жить-то сложно. Люди сегодня озабочены огромным количеством проблем. И я это говорю не потому, что я человек сложный и нахожусь на какой-то другой планете. У меня такие же трудности, как у многих: я работаю художественным руководителем в московском театре, несу огромную ответственность перед артистами и вынужден «биться» за каждую их зарплату. Кризис коснулся всех, и как нам скромно, будто бы стесняясь, говорят власть имущие, «перспективы нерадостные и будет нелегко». А мы-то знаем, что кроется за этим «нелегко», но в праздники не хочется думать о грустном. В Новый год мы все ждём простого семейного счастья. И это доказывают те слёзы, которые есть у моего героя, та нежность, которую он испытывает к своим детям, тот самый трепет и жажда любви.

Журналисты на премьере. Фото: Из личного архива/ Андрей Фёдоров

- Самое главное, что мы все хотим в Новый год - это ощущение дома, - продолжает Анна Матисон. - И все, кто работал над картиной, очень старались это ощущение тщательно «вылепить», и оно вылилось в музыку, к которой мы вели весь фильм, - в колыбельную, которую написал Чайковский. Конечно, вряд ли кому-то играли такую в детстве на ночь, но, когда слышишь эти звуки, возникает чувство, что ты дома и всё хорошо: о тебе заботятся, тебе счастливо и безопасно. Это самое главное чувство, но взрослые его часто теряют и сердятся на своих родных по пустякам. А мы так хотели, чтобы в праздник всё было, как в детстве. Мы играли про то, что внутри каждого дома должна быть любовь.

Кстати

Иркутяне, прославившие российский кинематограф: кинорежиссёры Михаил Ромм, Леонид Гайдай, Александр Сокуров, сценарист Владимир Гуркин.