Обсудили на заседании Совета Законодательного собрания Иркутской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований и проблему создания инфраструктуры по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Основные проблемы в этой сфере: отсутствие у муниципалитетов денег на строительство контейнерных площадок и приобретение новых контейнеров.
– Жители часто выказывают недовольство из-за неудобного расположения таких площадок, которые могут либо быть в отдалении от домов, либо находиться непосредственно рядом с ними, – отметил спикер Законодательного собрания Иркутской области Александр Ведерников. – Также существует проблема с вывозом отходов из труднодоступных районов. Структура обработки отходов не позволяет выполнить целевые показатели, установленные президентом: к 2030 году нужно отправлять на переработку весь мусор и сократить объёмы захоронения отходов вдвое.
До целевых показателей далеко
По данным министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, с начала «мусорной реформы», которую запустили в 2019 году, на закупку контейнеров и обустройство площадок из регионального бюджета выделили около 750 млн рублей.
По состоянию на 1 января 2023 года в регионе имеется более 23 тысяч контейнерных площадок с 93 тысячами контейнеров. Потребность в мусорных контейнерах планируем закрыть к 2025 году. С 2021 года Приангарье участвует в проекте «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами». Это позволило за два года приобрести три тысячи контейнеров для сбора мусора.
На сегодняшний день в Иркутской области работают 18 полигонов для твёрдых бытовых отходов, три временных полигона, действующих до 2026 года, и один объект обезвреживания отходов. В 2021 году запустили мусоросортировочную станцию в Братске, скоро аналогичный объект откроют в Ангарске.
Проблемный раздельный сбор
Как рассказал депутатам первый заместитель мэра Иркутска Андрей Южаков, несмотря на то, что в этом году в областном центре появилось 77 новых площадок и 700 контейнеров, в некоторых районах экологические нормы просто не позволяют их установить. Особенно актуален этот вопрос для центра и частного сектора, которые отличаются плотной застройкой.
– Бывает, что человек выбрасывает мусор не на ту площадку, которая прикреплена к его дому, а на ту, которая находится по пути, – обратил внимание представитель мэрии. – В связи с этим нужно понимать, что контейнерные площадки на пересечении крупных транспортных артерий должны иметь больше контейнеров или же мусор отсюда должны чаще вывозить. Проблемой остаётся и раздельный сбор мусора. У нас попросту нет инфраструктуры для сортировки, и ситуации, когда отходы из бака для раздельного сбора выбрасывают в общий кузов мусоровоза, вызывают вопросы у жителей. Пока мы не проработаем эти моменты, о какой экологической грамотности может идти речь?
Сказанное подытожил председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области Николай Труфанов.
– Вопрос обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Иркутской области неоднократно поднимался на заседаниях регионального парламента и по-прежнему остаётся актуальным, – отметил депутат. – Хоть контейнеры и закупаются, но они по-прежнему не везде есть. Например, в некоторых населённых пунктах Иркутского района контейнерные площадки нельзя ставить в шаговой доступности из-за недостаточной ширины улиц. Также в сельской местности не хватает площадок для складирования сельскохозяйственных отходов и крупногабаритного мусора. Для этого нужно в том числе провести работу по переводу земель лесного фонда в разряд земель населённых пунктов.