Срок - пожизненно. Почему сержанта Шишимарина признали виновным на Украине

Вадим Шишимарин стал первым российским военным, которого осудили на территории Украины. © / Viacheslav Ratynskyi / Reuters

Украинский суд признал уроженца Усть-Илимска Вадима Шишимарина виновным в убийстве мирного жителя и приговорил к пожизненному сроку. Он стал первым российским военным, которого осудили на территории Украины. В обстоятельствах дела разбирался корреспондент «АиФ-Иркутск».

   
   

После армии остался служить по контракту

Вадим Шишимарин родился в городе на севере Иркутской области в 2000 году. До девятого класса учился в местной школе №5.

Одно из заблокированных в России СМИ сообщало со ссылкой на маму парня (у неё другая фамилия), что после школы Вадим окончил ПТУ. Затем он пошёл в армию: сначала на срочную службу, а в мае 2020-го подписал контракт. Это решение было связано с необходимостью помогать матери, которая в январе того же года потеряла мужа (отчима Вадима) и одна воспитывала четверых его братьев и сестёр.

Шишимарин носил звание сержанта, до спецоперации служил под Москвой. Также в какой-то момент в столице он работал на шиномонтажке. В Москве у него была девушка.

Согласно позиции украинской прокуратуры, 28 февраля в Сумской области колонна Вадима Шишимарина была разбита, он с несколькими сослуживцами пересел на гражданскую машину.

Как было озвучено на суде, проезжая через село Чупаховка, военнослужащие встретили на дороге мужчину, ехавшего на велосипеде, и убили его. Погибшего звали Александр Шелипов, ему было 62 года.

Версия украинского суда: мужчину застрелил Вадим Шишимарин, которому отдал приказ находившийся в машине офицер, будто бы для того, чтобы тот не сообщил, что видел российских военных и не раскрыл место их нахождения.  Напомним, это версия украинской стороны.

Спустя несколько дней Вадима Шишимарина взяли в плен. Обвинение ему предъявили 13 мая. Украинский прокурор заявил, что российский военнослужащий признал свою вину и сотрудничает со следствием.

   
   

Суд и реакция на родине

Судили Вадима присяжные Соломенского районного суда Киева. Украина предоставила ему адвоката Виктора Овсянникова. Позиция защиты заключается в том, что Вадим Шишимарин выполнял приказ формально, надеясь, что не попадёт, что у него не было намерения убить человека.

В Усть-Илимске об этой истории говорят неохотно. Знакомая Вадима Елена (имя изменено) поделилась своим мнением.

«Он довольно добрый, весёлый, всегда мог поддержать и выслушать. Никогда не оставлял в беде. Как человек общительный, часто находился в кругу друзей. Все, кто его знают из моего окружения, друзья, моя мама очень переживают за него и тоже не могут поверить в случившееся», - говорит девушка.

Ранее в интервью Russia Today родной отец Вадима рассказал, что не верит в честный суд: 

«Он три раза стрелял из автомата — и то по деревяшкам. А тут человек. И попасть прицельно в него из машины, из окна... Суд же для чего? Чтобы доказать вину человека. А для них он уже виновен».

Пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что Россия будет искать возможности для защиты интересов военнослужащего Вадима Шишимарина.

Он отметил, что «к сожалению, мы не имеем возможности для защиты его интересов на месте, так как фактически деятельность наших учреждений [на Украине] просто не ведётся. Но это не значит, что мы не будем рассматривать возможность продолжения попыток по другим каналам». 

Суд на Украине прошел за три заседания. 23 мая Вадима Шишимарина признали виновным в нарушении законов и обычаев войны, сопряженном с умышленным убийством (ст. ч. 2 ст. 438 Уголовного кодекса Украины) и приговорили к пожизненному заключению.

Свою вину Вадим Шишимарин признал частично. Как предполагают его знакомые, он вынужден был признаться под давлением. И так ему посоветовал украинский адвокат. 

Его адвокат намерен обжаловать приговор, он заявил украинским СМИ: «Для того чтобы обращаться в Европейский суд по правам человека, во-первых, нужно исчерпать все способы обжалования в национальных судах. У нас, кроме апелляционного суда, есть ещё и суд кассационной инстанции».