Видеть перспективы. В ЗС Иркутской области обсудили задачи местных бюджетов

Важно, чтобы региональные власти знали о проблемах муниципалитетов. На фото - депутаты Заксобрания во время рабочей поездки по районам области. © / Законодательное собрание Иркутской области

Проблемы исполнения бюджетов муниципальных образований и основные подходы к формированию бюджета Иркутской области на 2024-2026 год обсудили на заседании Совета регионального парламента по взаимодействию с органами муниципальных образований. Подробности – в материале irk.aif.ru.

   
   

Первоочередные задачи

«На прошлой неделе принимал участие в парламентских слушаниях в Совете Федерации, которые посвящены проекту федерального бюджета. Министр финансов РФ Антон Силуанов выделил три первоочередные задачи», – рассказал спикер Законодательного собрания Иркутской области Александр Ведерников.

Первое – обеспечение нужд армии для достижения целей СВО. Сейчас это главная задача, много денег из федерального и региональных бюджетов идут именно на эти цели. В неё входит в том числе техническое и социальное обеспечение военнослужащих.

«За последние десятилетия из-за невнимания к быту военнослужащих и их семей военные городки в регионе пришли в упадок, – отметил председатель регионального парламента. – Мы писали парламентский запрос о том, чтобы на состояние этих населённых пунктов обратили внимание».

Также депутатам предстоит рассмотреть проект закона о внесении изменений по выплатам для контрактников.

«Нужно устранить несправедливость, когда военнослужащие из других регионов получают региональную выплату, а наши – нет», – сказал Александр Ведерников.

Вторая ключевая задача – это технологическое развитие и развитие инфраструктуры.

   
   

«Многие инвестпроекты проходят мимо нашего региона, а ведь это новые рабочие места и пополнение налогами бюджетов всех уровней, – заявил Александр Ведерников. – Стоит помнить, что такое развитие невозможно без системы подготовки кадров. В прошлом созыве мы уделяли много внимания развитию системы среднего профессионального образования. Добились увеличения трёхлетних ассигнований до полутора миллиардов рублей. Они пойдут на ремонты учебных корпусов и общежитий, обновление материально-технической базы».

Третье – это выполнение всех социальных обязательств перед гражданами.

«У нас низкий уровень субвенций на учебные расходы – даже ниже, чем у соседей, – отметил спикер. – Это вызывает опасения. Можно восполнять потребности, наполняя деньгами существующие программы – «Школьный учебник» и «Доступный школьный стадион». Можно запустить программы «Школьный спорт» и «Школьная библиотека». На покупку инвентаря и обновление стеллажей уйдёт не так много денег, и их можно спокойно запланировать на период в 5-7 лет. Хочется заострить внимание и на проблеме антитеррористической защищённости соцобъектов в муниципалитетах. Конечно, потребность постепенно закрывается, но на сегодняшний день на эти цели необходимо еще более миллиарда рублей».

Отдельным пунктом депутаты обсудили ход реализации инициативных проектов граждан. Иркутская область одной из первых приняла закон об инициативном бюджетировании, по которому пять процентов бюджетных денег должны распределяться с учётом волеизъявления жителей на народных голосованиях, а не в кабинетах чиновников.

«И здесь хочу обратиться к главам районов, председателям дум и мэрам: мы знаем, что денег на капремонты школ и детсадов сейчас мало, но не стоит направлять на эти цели деньги из инициативного бюджетирования», – подчёркивает Александр Ведерников.

Также актуальной остаётся проблема использования муниципального дорожного фонда. Районы и городские округа кредитуются из них, а потом используют эти деньги на исполнение первоочередных обязательств. По мнению председателя регионального парламента, необходимо все виды межбюджетных выплат доводить до муниципалитетов как можно раньше, чтобы они могли полноценно планировать свои расходы.

Непредвиденные расходы

Исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются муниципалитеты при исполнении местных бюджетов.

«Во-первых, это рост расходов на выплату зарплат представителям бюджетной сферы в связи с увеличением МРОТ, – отметила Зоя Масловская. – Они не были предусмотрены во время поправок к бюджету области, хотя мы акцентировали на этом внимание. Также наблюдается рост расходов на оплату ЖКХ – особенно у муниципалитетов, получивших целевые субсидии в меньшем объёме».

Заметили на местах и снижение доходов от налогов по упрощённой системе налогообложения. Этот фактор связывают с закрытием большого числа предприятий малого бизнеса.

«Ещё одна острая проблема – участившиеся проверки со стороны контрольно-надзорных органов по решению вопросов местного значения, – сказала представитель Ассоциации муниципалитетов. – Прокуратура требует, например, в короткие сроки построить школу или детский сад. Также популярными стали иски по поводу укусов бродячих собак и компенсации морального вреда пострадавшим».

Необходим жёсткий подход

Исполняющая обязанности председателя Контрольно-счётной палаты Иркутской области Ольга Ризман отметила, что во время проверок в муниципальных образованиях регулярно находят недостатки, которые негативно влияют на исполнение местных бюджетов.

«Важно, чтобы действия региональных и местных властей по их реализации были синхронизированы, – считает Ольга Ризман. – Например, при строительстве ФАП нужно сначала отремонтировать дорогу и продумать объездные пути, а при возведении школы – закупить всё, что необходимо для обучения и воспитания. Важно заблаговременно подать заявку на выделение средств на эти цели и проконтролировать её путь вплоть до внесения соответствующих поправок в бюджет».

Итогом строительства школы является не возведение здания, а введение новых учебных мест. А если образовательное учреждение не готово принять учеников из-за отсутствия материально-технической базы, сроки сдачи объекта срываются. Также нередко на стройках наблюдаются завышение стоимости работ и нецелевое использование средств. В связи с этим необходим жёсткий контроль над ходом строительства. Инструменты для этого есть, нужно только правильно организовать работу.

Создать достойные условия

Своими проблемами при исполнении местных бюджетов поделились и представители муниципалитетов. Председатель думы Усть-Кутского района Александр Красноштанов рассказал о сложностях при использовании выплат за негативное воздействие на окружающую среду.

«В федеральном законе «Об охране окружающей среды» прописано, на какие цели мы можем тратить эти деньги, но список этот достаточно узок, – отмечает председатель думы. – В нём есть уборка несанкционированных свалок и ликвидация объектов накопленного вреда, но нет строительства очистных сооружений. А ведь из-за роста числа предприятий и ввода нового жилья старые КОС перестают справляться с нагрузкой, и в итоге в Лену попадают не до конца очищенные стоки. Предлагаю обратиться с этим вопросом на уровень Госдумы».

Мэр Казачинско-Ленского района Сергей Швецов рассказал о сложностях при строительстве социальных объектов.

«Я уже четыре года на всех уровнях поднимаю вопрос о строительстве школы в посёлке Ключи, – говорит он. – Действующая не справляется с нагрузкой. Нет спортзала, актового зала, библиотеки, а чтобы организовать занятия, классы приходится делить пополам. Также не можем построить ФОК в Улькане. Проект есть, положительная экспертиза есть, но работы не начинаются. Среди наших земляков есть чемпионы мира и Европы. Почему они, защищая честь региона, не могут тренироваться в достойных условиях?».

Председатель думы города Зима Галина Полынцева обратила внимание на действие в регионе программы «Школьный учебник».

«Изменения в программе, которые внесли в феврале, определили, что участвовать в ней могут школы, в которых обучается не более 750 учеников, – говорит председатель думы. – В Зиме не все общеобразовательные учреждения попадают под её действие. Просьба увеличить численность учеников для получения выплат на покупку учебников.

Планы на будущее

Также члены Совета по взаимодействию с органами муниципальных образований региона заслушали доклад об основных подходах к формированию бюджета Иркутской области на плановый трёхлетний период, который, как и в прошлые годы, сохранит социальную направленность.

Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Заксобрания Александр Лаутин заявил, что ключевая задача, которая стоит при формировании главного финансового документа области, – найти максимальное соотношение между потребностью в расходах и возможностями доходных источников.

«Правительство Иркутской области из года в год совершенствует подход к подготовке бюджета, делает этот процесс более прозрачным, – сказал Александр Лаутин. – Также хотел бы отметить значимость работы с главами муниципальных образований по сверке основных параметров местных бюджетов».

Александр Ведерников подчеркнул, что при формировании бюджета региона на трёхлетний период важно рассматривать развитие промышленности в регионе как возможность для создания рабочих мест и исполнения социальных обязательств перед жителями области.

«Я хочу, чтобы всё-таки мы увидели в цифрах с конкретными затратами именно бюджет развития Иркутской области, – сказал спикер регионального парламента. – Мы из года в год слышим, что бюджет будет социально ориентированным. Но ведь он по Конституции должен быть социально ориентированным. Поэтому это отнюдь не заслуга. А вот почему он у нас который год не становится бюджетом развития? Почему не появляются новые инвестиционные проекты? Почему мы хвастаемся ростом доходов, но не открываем новые двери к развитию местных крупных предприятий? То, о чём сейчас действительно нужно говорить, – это развитие сельского хозяйства и промышленности».