По весне вместе с почками на деревьях «распускается» и политический сезон. До выборов в Государственную думу России, кажется, ещё далеко - голосовать мы будем только в сентябре, но первая активность будущих кандидатов и партий уже началась.
Без неожиданностей?
- Сергей Иванович, в Иркутской области выборы часто оборачиваются сюрпризом. Каков ваш прогноз, принесёт ли нам что-то необычное избирательная кампания этого года?
- Напомню, кандидаты в Государственную думу пойдут двумя колоннами - одни по одномандатным округам, в Иркутской области их четыре, другие - по спискам своих партий. Есть федеральная часть списка, есть региональная.
Важно сказать, с какими стартовыми позициями мы к этим выборам подходим. Из четырёх одномандатников от Иркутской области трое - представители «Единой России», один депутат - от КПРФ. Так было последние пять лет. За это время политический ландшафт менялся, партия власти то набирала рейтинг, то теряла, одним словом, всё как в жизни. Я заметил, что «Единая Россия» во главе с депутатом Госдумы этого созыва Сергеем Соколом уже начала действовать в Приангарье. Они готовятся к праймериз, в которых, как заявила партия, смогут участвовать все желающие. Кто победит, того партийцы и поддержат на региональных конференциях.
Если говорить о коммунистах, то депутат от этой партии Михаил Щапов, недавно избранный в федеральном парламенте первым заместителем председателя бюджетного комитета, участник прошлогодних выборов на должность губернатора Иркутской области, постарается защитить свой мандат.
Так же, скорее всего, поступит депутат Сергей Тен. Я в этой части никаких неожиданностей не вижу. А вот парламентария Алексея Красноштанова, возможно, в этой борьбе мы не увидим. Я так понимаю, что может произойти внутрисемейная ротация и баллотироваться по этому округу будет его старший сын Антон Красноштанов, который сейчас работает первым заместителем мэра Иркутска.
Бывший одномандатник Андрей Чернышёв после губернаторских выборов в прошлом году сменил мандат депутата Госдумы по северным территориям области на статус сенатора, поэтому его округ остаётся свободным. Есть несколько сильных кандидатов, которые могут на него претендовать. Среди них я вижу, например, депутата Законодательного собрания региона Николая Труфанова.
- У многих возникает вопрос о политической судьбе экс-губернатора Приангарья Сергея Левченко. Есть вероятность, что он пойдёт в Госдуму?
- Я думаю, он будет предлагать свою кандидатуру через партийный список. Если говорить о других партиях, то «Справедливая Россия - Патриоты - За правду» нарастила потенциал, я думаю, эсеры выдвинут своих кандидатов по всем четырём округам. Так же, как и ЛДПР, эта партия всегда неплохо смотрелась в Иркутской области.
- А каких-то новых людей и непарламентские партии мы в бюллетенях и в Госдуме потом увидим?
- Я не ожидаю, что политическое поле нашего региона прирастёт за счёт непарламентских партий, таких как «Яблоко», например, или КПСС. Думаю, что основной «спарринг» состоится всё же между «Единой Россией» и КПРФ.
Кто на связи?
- Стоит ли ожидать активности от избирателей региона? Раньше мы видели такую тенденцию, что чем выше уровень выборов, тем выше явка. В этот раз эта пропорция сохранится?
- Всё будет зависеть от того, активная ли будет агитация, ярко ли проявят себя партии, решатся ли кандидаты и их штабы близко подойти к избирателю и выстроится ли между ними диалог.
Думаю, что тут и фактор губернатора очень важен, в частности то, с какими акцентами Игорь Кобзев будет подходить к поддержке того или иного кандидата.
- Думаете, жители области будут прислушиваться к главе региона в этом вопросе? Почему?
- Думаю, да. Во-первых, 13 сентября прошлого года жители региона оказали ему существенную поддержку. Напомню, он шёл как самовыдвиженец и набрал более 60% голосов. Во-вторых, губернатор очень активен. Помните, когда здесь, в Иркутске, была первая встреча главы региона с полномочным представителем президента в СФО Сергеем Меняйло, полпред назвал его трудоголиком? По объёму работы, которую выполняет Игорь Иванович, я вижу, что эта характеристика подтверждается. Он мобильный, старается выстроить диалог с разными стратами - социальными группами, которые на нашей территории есть. Я думаю, что к его позиции, мнению избиратели будут прислушиваться.
- Получается, можно говорить, что ожидания жителей области от работы нового главы региона оправдались?
- Цыплят по осени считают. Мы не так далеко отошли от черты 13 сентября 2020 года, чтобы «итожить» что-то, всё в транзите, всё в развитии. Но мы уже видим, что губернатор закрывает те «горячие точки», которые в области есть: последствия наводнения в Тулуне и Нижнеудинске, преобразование промышленной площадки в Усолье-Сибирском, Байкальск со всеми рисками карт бывшего ЦБК, лесной комплекс - самый большой в стране.
С одной стороны, надо с коррупцией в лесу бороться, с другой стороны, заниматься лесовосстановлением. Иркутская область по итогам 2020 года заняла первое место в стране по этому направлению - у нас много компаний, которые в силу закона должны восстанавливать тайгу. Кроме этого, в Шелеховском районе частные инвестиции пошли на создание фирмы по лесовосстановлению, в Мегете есть областное предприятие, оно реконструируется, в Братске есть. Это направление, как мне кажется, у региональных властей под контролем.
- Интересно ваше мнение по поводу инструмента, который в области называют «Кобзев на связи»: люди рассказывают о своих проблемах и пожеланиях губернатору в его инстаграме, министры проводят для населения прямые эфиры с ответами на частные вопросы. Насколько такое взаимодействие региональной власти и людей типично для России в 2021 году?
- Технологию, которая состоялась как политический механизм во время выборов, стали использовать и после них. Это необычное решение. Одно дело - избирательные технологии, другое - региональное управление. Здесь произошла такая интересная трансформация, когда отработанные каналы связи, пока Игорь Иванович был исполняющим обязанности главы региона, приобрели характер двусторонний: не только он декларирует что-то, рассказывает о своей работе, но и в то же время простые люди имеют возможность формировать какие-то повестки дня для губернатора, правительства, министров, отдельных должностных лиц. Собственно говоря, это достаточно эффективный механизм.
Без социальных сетей сегодня никуда - они стали частью и политического организма, поэтому, безусловно, это важно.
«Не ломать людей через колено»
- Давайте перейдём от региональной власти к муниципальной. Сейчас вновь заговорили об объединении некоторых городов с районами. Например, об этом слышно в Нижнеудинске, в Усть-Куте. Это правда необходимо?
- Эта тема для Иркутской области не новая, просто принятие поправок к Конституции РФ, где подчёркнуто, что в России работают органы публичной власти, стало импульсом для активизации старого обсуждения.
Изначально административно-территориальное устройство страны и Иркутской области в частности было основано на количестве коммунистов, проживающих на территории. Это субъективное обстоятельство советской власти было положено в основу проведения границ между городами и районами. Сейчас, как вы понимаете, это никакого значения не имеет, но на базе того деления образовались социальные комплексы. Вся система нынешнего обслуживания населения, инфраструктуры по-прежнему существует в определённых пространственных очертаниях, поэтому любого рода подвижки границ между муниципалитетами - это ситуация обоюдоострая, непростая. Помните, какая сложная ситуация была в Ангарске? Или в Свирске, когда в начале 2000-х его «отстегнули» от Черемхово и город получил статус самостоятельного муниципалитета, но возникли проблемы с больницей, с транспортным сообщением?
Но есть территории, для которых объединение может быть актуально. Тот же Усть-Кут или Шелехов. Мне когда-то пришлось принять участие в подготовке законопроекта Иркутской области по объединению Шелехова и Шелеховского района. Это было во времена губернаторства Александра Тишанина. Но тогда депутаты так и не приняли областной закон, который бы «отоварил» прошедший на территории референдум. То есть мы спросили волю людей, но проигнорировали её. Странная получилась ситуация. Но я думаю, жители по-прежнему к этому объединению готовы.
- То есть сейчас этот вопрос вновь назрел?
- На мой вкус, да. Но важно спрашивать мнение жителей, а не ломать население через колено. По каждой территории нужно также профессиональное глубокое обоснование, финансовое моделирование, к чему приведёт объединение: к улучшению качества обслуживания людей со стороны муниципальных властей или к конфликтам? Этим анализом должны заниматься специалисты управления региональной политики в администрации губернатора.