Яблочный Спас - день благодарности за урожай

   
   

19 августа православные всего мира отмечают один из самых важных христианских праздников - Преображение Господне и Спаса нашего Иисуса Христа. В народе этот праздник называют Спасом на горе, но чаще всего - ЯблочнымСпасом (в Сибири также бытовали названия Средний Спас, Второй Калинник). А ведь изначально на Руси все три спаса являлись исключительно народными, а точнее языческими обрядами, связанными с сельскохозяйственными работами.

До Яблочного Спаса у восточных славян было не принято есть плоды и огородные овощи нового урожая; использование их в пищу считалось грехом, поскольку они по народным представлениям, ещё не были зрелыми. Неслучайно использование образа яблока в поговорке: «Не тряси яблока, покуда зелено: созреет, само упадёт». В традиционном сознании полное созревание всех плодов приурочивалось именно к Яблочному Спасу.

Все три Спаса - Медовый, Яблочный и Ореховый - весьма почитаемые у россиян праздники. В них соединились обычаи и обряды языческой культуры народных праздников и церковных. В местах, где до сих пор следуют обычаям предков, можно увидеть обряды, которые выполняли наши предки. К сожалению, в городах сохранилось очень мало традиционных действий, но сёла ещё берегут былое отношение к урожаю, душе и традициям.

Яблочный Спас отмечается церковью 19 августа с IV века, после того как Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения.

Преображение Господне относится к двунадесятым праздникам (к 12 главным православным праздникам), важнейшим после Пасхи, связанным с событиями из жизни Христа и Богородицы. Праздник установлен в память Преображения Иисуса Христа.Евангелие повествует, что незадолго до своих страданий Господь Иисус, взяв с собой трёх самых близких учеников, Петра, Иакова и Иоанна, поднялся с ними на гору Фавор. На горе Господь преобразился пред ними, так что одежды его стали белыми и блистающими, лицо же его просияло как Солнце. Считается, что праздник Преображения напоминает людям о необходимости духовного преображения. Церковь учит, что своим преображением Спаситель позволил людям воочию лицезретьпреображение, которое ожидает человека в царствии божием.История самого события Преображения Господня излагается в Евангелиях: Мф. 17:1-9; Мк. 9:2-10; Лк. 9:28-36.

Из трёх Спасов - Медового, Яблочного и Орехового - этот считается самым главным. До наступления этого праздника не разрешалось есть никаких плодов. Люди верили, что в загробном мире те, кто не ел яблок до второго Спаса, будут каждый день есть плоды, кто же нарушал запрет, останутся без фруктов. Те, кто не следовал традиции, надолго оставались изгоями. С ними не разговаривали, не приходили в их дом, не исполняли просьб.

   
   

Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа (по юлианскому календарю), а по новому стилю - 19, было то, что на востоке к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых - колосья и виноград - приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии.

Но в тех местах, где виноград не растёт или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня русской церковью освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются молитвой «На освящение начаток овощей (плодов)».

После освящения в церкви, которое проводится в конце праздничной Литургии, некоторую часть урожая раздавали нищим. Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным, а больным людям их отправляли на дом.

Но не стоит сводить смысл праздника Яблочного Спаса и великого Преображения Господня лишь к освящению яблок и других фруктов: в первую очередь это большие духовные праздники, это возможность прослушать в церкви торжественную службу и получить божье благословение.

В день Преображения Господнего церкви всегда переполнены, и не потому, что люди так почитают это евангельское событие, - многие не смогут даже пересказать Евангелие, - просто в этот день освящаются яблоки. Так яблоки полностью закрыли собой настоящий смысл церковного праздника. Преображение Господне превратилось в яблочный Спас. Приблизительно в эту пору в Греции поспевал виноград. А так как люди жили по церковному календарю - от праздника к празднику, - то и приурочили благословение урожая к определённому дню, а именно к празднику Преображения. Это доказывается и тем, что даже в Греции благословение плодов совершалось не в одно время: где раньше созревали плоды, там они и приносились в церковь на праздник Преображения, а где плоды созревали позже, они благословлялись на праздник Успения Богородицы.

Ради этого праздника устав церкви ослабляет даже строгость Успенского поста и разрешает есть рыбу.

В язычестве аналогом Яблочного Спаса был праздник сбора урожая яблок. Но в X веке, с приходом к власти князя Владимира Святославича, который одним из первых принял христианство и стал насаждать его любыми методами, всё начало меняться. Владимир объявил о крещении Руси, но язычники не хотели верить во что-то новое и расставаться со своими традициями. Тогда распространители христианской веры включили некоторые языческие праздники в христианский календарь, и многие из них празднуются нами до сих пор. В их числе и Яблочный Спас.

Обряды этого праздника имеют очень древние корни. Языческий праздник благодарности за урожай совпал с днём Преображения Господня, и церковь объединила эти два праздника. На Руси в давние времена совершался особый ритуал благословления плодов. На столы раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки и после принесения благодарности Матери Сырой Земле, волхвы благословляли плоды.

Уборка урожая сопровождалась приговорами: «вовремя собрать - вовремя убрать», «после Второго Спаса дождь - хлебогной!» Праздник завершался гулянием в поле с песнями, в которых приветствовали наступающую осень. Неслучайно день Второго Спаса называли осенинами. Говорили: «Со Спаса - преображение: погода преображается!»

Но приносить первые плоды урожая в жертву Господу - и древнее христианское правило. Это действие облагораживает весь урожай, который пойдёт в пищу человеку. Это и благодарность за дары, и гордость за свой труд, и смирение перед высшими силами.

Яблоки, освящённые в день Преображения Господня, назывались «спасовскими». При разговлении ими молодёжью соблюдался обычай - загадывать о своей судьбе. Считалось, что желание, задуманное в тот момент, когда проглатывался первый кусок Спасова яблока, должно обязательно исполниться. Девушки, думая о женихах, приговаривали: «Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!»

В наше время почти все традиции, связанные с этим праздником, забылись. Но в последние годы их активно восстанавливают.

С этим днём так же связано очень много примет, традиций и обычаев, которые люди считали очень важными для своего благополучия и здоровья, а так же для благополучия и здоровья своей семьи.

Собранными с огорода плодами угостите нищего - на следующий год урожай соберёте отменный. Действительно, такая традиция существовала. Причём считалось, что не стоит ждать, пока нищий человек сам попросит милостыню. Если вы увидите такого человека, вынесите ему фрукты и овощи сами. Плохой приметой считалось, если в этот день нищий человек вам вообще не встретится. Это значит, что на следующий год урожай будет очень плохой. Для того чтобы смягчить негативные последствия данной приметы, люди брали дары своего огорода и шли к церкви, где всегда можно было встретить нищих. В народе поэтому и говорят, что в Яблочный Спас и нищий яблочко съест.

Второй Спас пришёл - начинай снимать яблоки и горох. В этот день было принято снимать урожай яблок и гороха. Часть того, что собрано, несли в церковь и освящали. Обязательно нужно было съесть хотя бы одно яблоко с мёдом, считалось, что это давало здоровье на целый год. Кроме того, в Яблочный Спас всегда пекли яблочные пироги, готовили всевозможные блюда с яблоками и консервировали яблочный сок.

До Яблочного Спаса яблоки есть нельзя. Это справедливо только по отношению к поздно созревающим сортам - если не хотите иметь проблем с желудком, то лучше недозревшие яблоки не есть и особенно не давать детям. Хотя есть любители кисленьких зелёных яблок. Но церковь не знает поста на яблоки. Ей просто важно научить своих чад быть благодарными богу за его дары. Неужели Господь хочет того, чтобы из года в год гнили ранние сорта яблок, созревающих задолго до Преображения? Нет, он хочет, чтобы его дары принимались «яве яко времена их», но принимались с благословением и благодарностью. Кстати, в некоторых приходах так и делают: освящают яблоки, впрочем как и другие виды плодов, раньше, примечательно к климату, так, как это и было задумано церковным уставом.

После Второго Спаса - дождь-хлебогной. В данном случае имеется в виду то, что все уборочные работы, которые связаны с зерновыми, необходимо закончить до этого дня. Если что-то останется в поле, то любой дождь, который будет идти после Яблочного Спаса, будет губить урожай на корню. Даже если вы сожнёте пшеницу через два дня после Спаса, но за это время успеет пройти дождь, а зерно не будет хорошо храниться. Пшеница будет преть, а мука будет пахнуть плесенью.

Пришёл Второй Спас - бери рукавицы про запас. Эта примета отражает состояние природы на данный момент. Погода уже далеко не всегда летняя. Днём, конечно, хорошо. А вот утром, вечером и ночью уже так холодает, что без тёплой одежды не обойтись. Раньше люди вставали очень рано и выходили работать в поле. Бывали такие моменты, когда рукавицы действительно были очень нужны. А как же иначе? Утром холодно, а работать-то надо. Вот и спасались рукавицами.

Пришёл Яблочный Спас - ушло лето от нас. Это чистая правда. И утро, и вечер уже не такие тёплые, купаться в водоёмах уже не желательно. Да и погода всё больше дождливая, чем ясная. 19 августа - рубеж между летом и осенью. Можно сказать, что это день, когда мы прощаемся с летом.

Каков Второй Спас - таков будет и январь. Если в этот день стоит жара, то снега в январе будет крайне мало. Ну, а если постоянно дождь - жди снежной зимы. Данная примета проверена на себе. И уже ни один год себя оправдывает.

Варенье, сваренное в этот день, всегда получается удачным и становится целебным, набирая силу от самой природы.

В наше время, к сожалению, многое, связанное с этим праздником, кануло в лету. Однако не всё потеряно: вспомнив старые добрые традиции Яблочного Спаса, вы можете испечь вкусный пирог, сварить яблочное варенье и, пригласив гостей, угостить их этими лакомствами.

Кстати:

Католики отмечают в этот день ознаменование победы христиан над турками под Белградом. 

Смотрите также: