Кто не слышал крылатой фразы «мухи отдельно, котлеты – отдельно»? В Иркутске в буквальном смысле соединили мух с котлетами в научных целях. Учёные НИИ биологии ИГУ уже полтора года работают над инновационным проектом - скармливают органические отходы насекомым, чтобы на выходе получить удобрения, корм для кур и… пластик.
Подробности проекта - в материале «АиФ-Иркутск».
Курам на радость
Над технологией уже полтора года работают молодые ученые НИИ биологии Иркутского госуниверситета. Они перерабатывают органические отходы с помощью личинок мухи черная львинка и жука зофобаса. Для этого в вузе специально стали отделять пищевые отходы от бытовых и собирать чайные пакетики, жмых из кофемашин и остатки обедов из столовой. Такой органики у ученых получается довольно много - по ведру в день. Её перемалывают и отдают на корм насекомым.
Как поясняет руководитель проекта, младший научный сотрудник института Максим Дагбаев, за месяц личинки съедают десятки килограммов отходов, перерабатывая их в зоогумус - органическое удобрение, которое ученые передают фермерам. Из 5 кг органики получается почти килограмм зоогумуса. Он, конечно, уступает по эффективности химическим удобрениям, зато его можно использовать для выращивания любой экологически чистой продукции с приставками «био» и «эко».
«Гумус - это ещё не самое интересное», - отмечает директор института профессор Максим Тимофеев.
Он говорит, что иркутские учёные не изобретают велосипед - утилизация органики с помощью промышленных насекомых - мировой тренд. Новаторство сибирского проекта в том, что исследователи перерабатывают не только отходы, но и самих насекомых, а ещё приспосабливают технологию к решению проблем Байкала. Так, самих личинок, откормленных на органических отходах, превращают сразу в два продукта.
Первый - это белково-витаминная смесь, которую можно использовать в аквакультуре. Надо отметить, что проект изначально и родился в тот момент, когда в институте решили сделать биоресурсную коллекцию с полным циклом - выращивать рыбу, готовить для нее корм и утилизировать отходы. Но оказалось, что белковая смесь из переработанных личинок хорошо подходит не только для питания рыбы, но и птицы. По результатам предварительных экспериментов, куры на таком корме несут на 20 - 30% больше яиц летом и вполовину больше зимой.
Реактор для очисток
Второй продукт, который выделяют из покровов насекомых - это биополимер хитин, который в лабораториях переводят в соединение -хитозан. Из него реально создавать биопластик, который может стать основой, например, для одноразовой посуды.
Преимущество биоразлагаемого пластика в том, что он в отличие от обычного, не рассыпается на микропластик, который десятилетиями лежит в земле, а полностью «растворяется» в почве - его, говоря простым языком, съедают микроорганизмы. Биоразлагаемый пластик Максим Тимофеев называет материалом XXI века.
«Мы уже получили первые образцы такого пластика и сделали из него одноразовый стаканчик, - говорит он. - Проблема в том, что полимер пока дороговат в производстве, но это вопрос дальнейшей отработки технологии. Для обычного биопластика не требуется высокая степень очистки, но самое интересное, чего мы хотим добиться со временем - изготавливать из хитозана сырьё для фармацевтической промышленности. Из такого полимера можно делать перевязочные материалы, пленки для восстановления кожи после ожогов, медицинские зонды. Но нужно работать несколько лет, чтобы научиться так очищать хитозан, чтобы он подходил для медицинских целей».
Как считают учёные, масштабировать технологию переработки органики насекомыми сначала можно на берегах Байкала, откуда не всегда получается быстро вывезти отходы. Если стекло и пластик могут ждать месяцами, то органика быстро начинает гнить. Её хорошо бы «обезвреживать» прямо на месте - у каждой турбазы и кафе у озера в перспективе можно поставить маленький реактор, в котором насекомые будут перерабатывать отходы. Для того, чтобы утилизировать тонну органики, нужно 100 кг насекомых. Съедая мусор, они уменьшают его объём почти на 90%.
Но есть шансы и на более глобальное использование технологии, считают учёные. Пример тому - огромные заводы, на которых трудятся насекомые, в странах ЕС.