Еду, как научили. Почему хромает качество обучения в автошколах

Читатели «АиФ-Иркутск» нередко звонят в редакцию и рассказывают о том, с какими грубыми ошибками начинающих водителей и их последствиями приходится сталкиваться на дорогах. Так почему окончание автошколы не всегда означает, что выпускник способен адекватно управлять автомашиной?

   
   

Не справилась с ситуацией

Иркутянке Олесе Кудрявцевой не повезло выбрать день для посещения родственников, которые живут в Большой Речке. Утром она добралась до посёлка благополучно, а к вечеру, когда нужно было возвращаться в Иркутск, пошёл мокрый снег. Не дождавшись маршрутного такси, Олеся решила поймать попутку.

- Я увидела, что ко мне приближается небольшая дамская машинка, и остановила её. За рулём действительно была девушка, на месте пассажира сидела её подруга, а сзади - ребёнок, мальчик лет 10-11, - рассказывает Олеся.

В дороге дамы оживлённо беседовали, восторгались Байкалом: они ехали из Листвянки.

Языком цифр:
В настоящее время в Иркутской области водителей готовят 154 организации, из них 28 школ, 37 профессиональных образовательных организаций, 89 частных автошкол.

- Когда нас стало мотать по дороге, пассажирка начала кричать подруге, чтобы та не нажимала на тормоз, а постепенно сбавляла скорость. Но водитель уже вопила громче неё. Она вдавила педаль в пол, и нас понесло в кювет через встречную полосу. Повезло, что по ней никто не ехал, - рассказывает Олеся. - Повезло и в том, что все остались живы, хотя «приземлилась» машина на крышу. Прибывшие дорожные инспекторы стали задавать вопросы водителю, на которые она толком ответить не смогла. Увидев в её правах стаж вождения два месяца, полицейский сказал: «Всё понятно» - и пошёл опрашивать свидетелей - водителей, которые остановились, чтобы помочь нам. Кстати, покрышки на колёсах автомобиля были зимние, скорость движения - небольшой. Олеся сделала вывод, что водитель просто психологически не справилась с ситуацией.

Необпытность водителя может привести кгрустным последствиям. Фото: ГУ МВД по Иркутской области

Кстати:
В среднем по области процент сдачи экзамена с первого раза равен 75, сообщает УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области. По стране этот показатель держится примерно на таком же уровень. Школы, которые показывают результаты сдачи ниже областного уровня, получают предписания. Если в течение трёх месяцев держат низкую успеваемость, госавтоинспекция сообщает об этом в лицензирующий орган. В последствии в отношении учреждения проводятся проверки, в том числе и прокурорские. А инспекторы по этим показателям составляют рейтинг автошкол, который можно посмотреть на сайте регионального управления ГИБДД.
Руководители автошкол в голос говорят, что начинающим водителям нужно изучать навыки самообладания в стрессовых ситуациях, но они не входят в образовательную программу, по которой работают все автошколы. И так как стоимость такого дополнительного образования не войдёт в стоимость основного курса, спросом пользоваться не будет.

Проблемы на поверхности

По мнению же иркутянина Владимира Михайлова, водителя с тридцатилетним стажем, чтобы увидеть недостатки нынешних автошкол, не нужно копать так глубоко.

   
   
Владимир Михайлов

- Недавно наблюдал ситуацию: в крайний правый ряд подъезжает автомобиль с логотипом автошколы. В салоне - ученик и инструктор. Судя по всему, автомобиль должен поворачивать направо, а ученик включил левый поворотник. Инструктор сидит и не замечает грубой ошибки. Я подъехал ближе, спросил, почему горит не тот сигнал. Оба сразу оживились, исправили всё, - рассказывает Владимир.

И подобные нарушения не редкость, утверждает он. То ученики едут в левом крайнем ряду, что делать нельзя, то останавливаются в запрещённых местах: на остановках общественного транспорта, мостах. Всё дело в незаинтересованности и неопытности отдельных инструкторов, уверен он.

Как пояснили «АиФ-Иркутск» в службе по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области, которая лицензирует автошколы и следит за их работой, преподавателем вождения может стать человек с высшим или средним педагогическим образованием либо с высшим или средним образованием по автомобильному профилю. Если у желающего стать автоинструктором нет ни того, ни другого, то ему нужно получить дополнительное профессиональное образование по программе «Повышение квалификации водителей транспортных средств для подтверждения права на обучение вождению». Также стоит отметить, что при этом водительскому удостоверению потенциального инструктора должно быть не менее трёх лет. А раз в пять лет преподаватели обязаны проходить курсы, на которых они показывают, не разучились ли сами водить автомобиль.

Чаще всего свежеиспеченные водители путают на дороге педила тормоза и газа. Фото: www.globallookpress.com

Учат неучи?

На словах всё вроде бы хорошо и складно, а на деле? Как оказалось, программы по повышению квалификации водителей до инструкторов, а также по подтверждению права на обучение, были выпущены федеральным министерством образования в 2004 году. Однако в министерстве юстиции они не утверждались. А это значит, что исполнять их вовсе необязательно.

- Одно время в Иркутской области обсуждалась возможность создания единого центра подготовки инструкторов по данным программам. Это позволило хотя бы учить всех инструкторов одинаково, а по завершении курсов выдавать им всем одинаковые документы. Но дальше идеи дело не пошло, - говорит руководитель одной из автошкол Иркутска. - Сейчас несколько учреждений получили лицензии на такое обучение. При этом они могут составлять свою программу и учить людей тому, что посчитают нужным. Но если говорить честно, то многие желающие преподавать вождение просто покупают документ об изучении программы.

И удивляться этому заявлению не приходится: если в нашей стране самозванцы могут управлять пассажирскими самолётами, то что уж говорить об инструкторах по вождению!

Комментарии:

Борис Гаврилюк, заведующий кафедрой технологий, предпринимательства и методик их преподавания ВСГАО:

Борис Гаврилюк

- Преподавание, в том числе и вождения, - непростое дело. Сам когда-то учился вождению, и у меня было два преподавателя. Один - простой шофёр. Он криками и матом пытался объяснить мне все эти правила дорожного движения. Я начал думать, что я какой-то болван, потому что ничего не понимал. Потом его сменил другой инструктор, который спокойно, тихо, не нервничая, научил меня вождению. Позже я выяснил, что он преподаватель педагогического института. Конечно, у человека с навыками преподавания больше шансов качественно научить чему-то. Учить не каждый умеет. При выборе автошколы обязательно нужно интересоваться, какое у инструкторов образование.

Геннадий Кабанов, директор Сибирского федерального центра по подготовке и переподготовке водителей:

Геннадий Кабанов

- Могу сказать, что нарушают правила дорожного движения и опытные водители. Довольно часто сталкиваюсь с тем, что они проезжают на красный цвет, сворачивают, к примеру, налево с той полосы, по которой можно ехать только прямо. И думаю, что автошкола здесь ни при чём. Это зависит оттого, насколько сам человек ответственно подходит к управлению автомобилем. А что касается обучения стрессоустойчивости будущих водителей, то в ближайшее дни мы ожидаем выхода для автошкол новых образовательных программ, в которых надеюсь, такой курс будет.