В 2014 году исполняется 40 лет с начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.Сегодня историю БАМа хранят живые свидетели тех времён - наши родители, бабушки и дедушки, а также коллекционеры. Один из них - Сергей Коробов, исследователь, военный врач и издатель. Вот уже 30 лет он не просто собирает вещицы с символикой БАМа, а детально изучает по ним историю комсомольской стройки.
10 лет поисков
Самый дорогой сердцу коллекционера экспонат - вымпел и значок «За активную работу», которые вручались вместе особо важным персонам - артистам, космонавтам, высшим работникам ЦК КПСС. Награда была штучной, счёт шёл буквально на десятки.
Сергей Коробов: |
- Я раздобыл её у бывшего питерского работника ЦК. Долго его обхаживал, уговаривал, объяснял, что собираю материал не для наживы, а для популяризации той эпохи, - вспоминает Сергей Коробов. - Пришлось побегать и за редким знаком, выпущенным в 1977 году в Польше в честь культурного обмена между нашими странами во время строительства БАМа. Искал его лет 10. Нашёл у одного поляка в Варшаве. Но он был согласен обменяться только на конкретную марку, за которой я потом гонялся ещё 5 лет.
Чтобы собрать уникальную по размеру и содержанию коллекцию, исследователь объехал БАМ вдоль и поперёк, создал в социальных сетях порядка 550 тематических групп, где общается с геологами, проектировщиками, строителями магистрали. Правда, верить на слово исследователь не привык, любые сведения проверяет в архивах. И если для подтверждения информации нужно поехать в другую страну, например - куда-нибудь в бывшую республику СССР, собирается и едет.
Информация для потомков
- Любой образ, изображённый на вымпеле, марке, конверте, спичечной этикетке, афише или медали, создаётся непросто. Над ним работает целый коллектив художников, задача которых - передать важность события, в честь которого выпускается знак, и сохранить память о нём на многие годы. Задача коллекционера - собрать эти материалы воедино, выяснить, зачем их выпускали, дату и тираж. Чем старше знак, тем сложнее восстановить его «родословную», - признаётся Сергей Александрович и подчёркивает, что коллекционер - это не гоголевский Плюшкин, который тащит в дом что угодно, лишь бы забить квартиру. Настоящий коллекционер собирает экспонаты сознательно, вдумчиво, чтобы передать через них информацию потомкам.
Сейчас в «запасниках» у иркутянина порядка 8 тысяч знаков, посвящённых БАМу, всего же за весь период стройки было выпущено около 10 тысяч наименований. Раздобыть недостающие 2 тысячи - цель на ближайшие годы.
Кстати
Коллекция Коробова - частная, он редко выставляет её «на людях»: слишком опасно. Стоимость отдельных экспонатов достигает полмиллиона рублей, а страховать экспозицию никто не соглашается. Поэтому чаще всего исследователь демонстрирует свои «богатства» в формате лекции. Но в этом году, в качестве подарка к юбилею БАМа, решил организовать выставку в Шелеховском музее и в Музее ВСЖД.
Ждём ваших писем!
Для большинства бамовцев, уехавших в середине 1970-х на комсомольскую молодёжную стройку, БАМ - один из самых важных этапов в жизни. О нём они могут рассказывать часами, читая стихи собственного сочинения, цитируя строки из песен, показывая фотографии.
Если и вам есть что вспомнить о временах БАМа, пишите нам в редакцию. Расскажите, как вы попали на стройку века, какую роль она сыграла в вашей судьбе, какой магистраль осталась в вашей памяти. Ведь сегодня это уже история, советское прошлое, абсолютно чужое и незнакомое современному поколению. Давайте напишем летопись великой стройки вместе с «АиФ»!
Отправляйте свои письма и фото по адресу: 664011, Иркутск-11, а/я 117 либо по электронной почте: aifredactor@irk.ru. Все истории будут опубликованы на страницах «АиФ в ВС».