«Вежливая азбука», которую презентовала в иркутской школе №11 молодёжная организация «Сеть», уже успела наделать много шума в Интернете. Каких только эпитетов не посвятили ей обыватели, окрестив её явной пропагандой.
Крым, кот, Патриарх
Между тем, сами создатели азбуки уверяют, что по учебному пособию дети будут учиться любить Родину, уважать свой народ и его культуру.
- В эпоху Интернета «Вежливая азбука» поможет правильно сформировать детское сознание, так как она состоит из букв, обозначающих символы, значимые для современной России, - говорится в официальном заявлении «Сетевиков», которые хотели обеспечить такими азбуками все иркутские школы.
Однако департамент образования администрации Иркутска с такими планами не согласился. Уже после того, как новое учебное пособие «прогремело» в Интернете, чиновники заявили, что в детях патриотизм будут воспитывать не на инновационных азбуках, а проверенными годами методами, например, с помощью мероприятий ко Дню Победы. К тому же федеральный закон об образовании запрещает любую политическую пропаганду в школах.
К слову о значимых символах. Букве «Ё» в азбуке почему-то принадлежит «Ёшкин кот», а «Й» - один из федеральных мобильных операторов. Кроме того, создатели азбуки видимо хотели поближе познакомить малышей с первыми лицами государства - напротив буквы «О» можно увидеть портрет Патриарха Кирилла, «Ъ» демонстрирует изображение главы МИДа Сергея Лаврова, а «Х», символизирующую «храбрость», иллюстрирует фотография прокурора Крыма Натальи Поклонской. Впрочем, создатели пособия не обошли стороной и сам Крым, который отвечает за букву «Ы» - рядом с ней красуется перечёркнутое название полуострова на украинском языке.
В самой школе, которая поначалу приняла неоднозначный подарок с большой радостью, ничего предрассудительного в символах не видели, хотя и отмечали, что некоторые из них всё же вызывают колебания, потому что сформировались сиюминутно под влиянием политических событий. Да и объяснить их смысл детям - вряд ли простая задача.
П - промывание мозгов?
Как отметила председатель комиссии по делам молодёжи, спорту и патриотическому воспитанию Общественной палаты Приангарья Татьяна Токарева, малыш, воспитанный на подобных азбуках, может вырасти агрессивным и нетолерантным.
- Если маленький ребёнок даже не представляет, что на какой-то части Земли происходят такие печальные события, то зачем ему об этом рассказывать? Сложно предположить, как он это воспримет, - уверяет она. - Нельзя учить детей делить мир на «наших» и «ненаших», «Майдан» и «Антимайдан». На такой политике мы можем вырастить как минимум недоверчивого человека - трудно воспитать патриота, подбирая к каждой букве политически выгодные ассоциации.
Между тем, кандидат исторических наук, известных блогер Сергей Шмидт спешит успокоить возмущённое общество. По его мнению, учить детей по такой азбуке всерьёз никто не будет, «хотя бы потому, что она сделана против всех правил педагогики».
- Есть базовое правило: буквы должны обозначать визуальные символы, которые известны детям, а я не думаю, что наши дети в курсе, чем знаменит Донецк и кто такой министр Лавров, - поясняет он. - Эта азбука - блестящий пример установки, существующей в головах у многих молодых людей: главное - креативить! Не думать, анализировать и изучать, а выдавать максимум творчества. Так что это не промывка мозгов и никакой не патриотизм, а просто мода.
Кстати в России уже вышло две азбуки, именуемыми вежливыми. Обе были обычными - с фруктами и зверятами. Сергей Шмидт считает, что их авторы могут подать на молодых людей в суд за нарушение авторских прав на название.
Между тем, психологи ничего страшного в «осовременивании» классической азбуки не видят. Так, по словам доктора психологических наук, профессора, декана факультета психологии ВСГАО Александра Карнышева, азбука для детей - один из важнейших инструментов познания мира, и она вполне может изменяться вместе с ним, становясь более современной. Однако, к «Вежливой азбуке» молодых людей у профессора всё же возникли вопросы.
- Созданием азбук должны заниматься профессиональные педагоги, а не абстрактная молодёжь, которая не знает многих правил. К тому же, вмешивать в образование политику - не самая хорошая идея. Не каждый взрослый сейчас отчётливо понимает и может объяснить, что такое «Майдан», дети - тем более.